Зарубежные препараты вытесняют отечественные на рынке госзакупок

Мировые новости » Зарубежные препараты вытесняют отечественные на рынке госзакупок
Preview Зарубежные препараты вытесняют отечественные на рынке госзакупок

Растущая доля импортных лекарств в государственных закупках: вызовы для импортозамещения

Согласно данным аналитической компании DSM Group, к концу 2024 года доля отечественных лекарственных средств в государственных закупках сократилась до 38,5% в денежном выражении. Этот факт указывает на то, что, несмотря на усилия Минпромторга, программа импортозамещения в фармацевтической сфере пока не привела к значительным изменениям в рыночной структуре. Эксперты также отмечают, что увеличение доли импортных медикаментов частично обусловлено приобретением инновационных препаратов, предназначенных для терапии редких заболеваний, что свидетельствует о стремлении российской системы здравоохранения обеспечить пациентам доступ к передовым методам лечения.

Аналитический доклад DSM Group за 2024 год подтверждает тенденцию к снижению доли отечественных лекарств в государственных закупках, которая составила всего 38,5% в денежном эквиваленте. Это говорит о сохраняющемся высоком спросе на импортные аналоги среди российских врачей и пациентов, несмотря на государственную политику импортозамещения.

Статистика DSM Group демонстрирует динамику последних лет: в 2020 году отечественные препараты занимали 43,3% государственных закупок. В 2021 году, на пике пандемии COVID-19, этот показатель достиг 46,8%, что было связано как с логистическими трудностями для импорта, так и с изменением структуры закупок в сторону отечественных аналогов. Однако уже с 2022 года начался обратный процесс: доля российских медикаментов сократилась до 42,8% (ниже уровня 2020 года), продолжив падение до 39,7% в 2023 году и 38,5% в 2024 году, снизившись на 1,2 процентных пункта за последний год. При этом, если рассматривать объем закупок в упаковках, доля отечественных производителей оставалась относительно стабильной, варьируясь от 82,4% в 2021 году до 86,9% в 2024 году. Общий объем государственных закупок в 2024 году увеличился на 3% в денежном эквиваленте, достигнув 819 миллиардов рублей.

В отличие от государственных закупок, в розничном аптечном сегменте доля российских лекарств демонстрирует устойчивый рост. Если в 2020 году она составляла 46,3% в денежном выражении, то к концу 2024 года этот показатель увеличился до 48,8%. Общий объем аптечных продаж за год достиг 1,635 триллиона рублей. Весь фармацевтический рынок России в 2024 году оценивался в 2,85 триллиона рублей, показав рост на 10% по сравнению с предыдущим годом, причем именно розничные продажи стали основным двигателем этого роста.

DSM Group также отмечает, что треть всех международных непатентованных наименований (МНН) на российском рынке представлены исключительно иностранными производителями, причем 44% из них являются оригинальными, инновационными препаратами. Среди остальных 56% МНН, где присутствуют как импортные, так и локализованные лекарства, более половины приходится на долю зарубежных компаний.

Эксперты подчеркивают, что процесс импортозамещения в фармацевтике, несмотря на активное внимание со стороны правительства, является долгосрочным и не может быть реализован за несколько лет, что подтверждается текущим распределением долей рынка между отечественными и зарубежными препаратами. Глава DSM Group Сергей Шуляк утверждает: «Российские производители пока не в состоянии предложить полноценную альтернативу зарубежным инновациям. Разработка оригинальных лекарственных средств требует значительного времени и ресурсов, даже при их наличии». Создание таких препаратов собственными силами является ключевой задачей государственной программы «Фарма-2030», инициированной Минпромторгом.

В то же время, директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов указывает, что значительная доля импортных лекарств в государственных закупках также свидетельствует о стремлении государства обеспечить российским гражданам доступ к передовым медицинским технологиям. Он отмечает, что в России постоянно расширяются списки заболеваний, терапия которых финансируется из бюджета. В качестве примера Беспалов приводит фонд «Круг добра», который часто приобретает иностранные препараты, в том числе и те, что еще не получили официальной регистрации в стране. Однако, по его мнению, правительство не в полной мере реализовало все потенциальные меры поддержки локализации производства. Он призывает к активному развитию малотоннажного химического производства, критически важного для создания собственных фармацевтических молекул. Дополнительным препятствием для российских компаний на пути к участию в госзакупках является сложность процедуры включения их продукции в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, который является основой для формирования лотов на фармацевтических аукционах.