Согласно данным Министерства финансов РФ, объем бюджетных выплат российским нефтяным компаниям в рамках механизма топливного демпфера сократился за последний месяц почти на 50 миллиардов рублей. В сентябре текущего года нефтяные компании получили из казны 30,5 млрд рублей, что является значительным снижением по сравнению с августовскими 80,4 млрд рублей.
Примечательно, что прогноз на сентябрь 2024 года предполагает существенный рост выплат до 145,7 млрд рублей, что на 115,2 млрд рублей превышает показатель этого сентября. Демпферный механизм предусматривает государственные компенсации нефтяникам, когда экспортная стоимость нефтепродуктов превышает фиксированные внутренние цены, стимулируя поставки на внутренний рынок.
Снижение экспортов дизельного топлива из России: причины и перспективы рынка
Дизель не вывозят
В августе текущего года морской экспорт дизельного топлива из России сократился на 1,2% по сравнению с июлем, достигнув 3,32 млн тонн. К концу месяца отгрузки нефтепродуктов снизились на 14–22%, что объясняется сезонным ростом внутреннего спроса и увеличением простоев на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) на 54% по сравнению с предыдущим месяцем (до 6,4 млн тонн). Эти простои, вызванные авариями и ремонтами, превысили максимальные показатели 2020 и 2022 годов. Специалисты Центра ценовых индексов (ЦЦИ) прогнозируют, что напряженная ситуация с поставками сохранится в сентябре, а стабилизация ожидается не ранее октября.
Наибольшее снижение экспорта дизтоплива в августе пришлось на Турцию, где объем поставок уменьшился на 30% до 850 тыс. тонн. При этом значительно возрос объем STS-перевалки (с судна на судно), увеличившись на 153% до 420 тыс. тонн, а также поставки в Африку (на 101% до 880 тыс. тонн) и Бразилию (на 10% до 300 тыс. тонн), что частично компенсировало общее падение экспорта. Максим Малков из Kept отмечает, что, хотя новые рынки более удаленные и менее развиты инфраструктурно, российские компании способны адаптироваться к таким логистическим вызовам.
Также ожидается сокращение выплат по топливному демпферу для дизтоплива за август примерно на 33%, до 7 тыс. рублей за тонну, что вызвано падением экспортных цен. Это может уменьшить стимулы для нефтекомпаний поставлять топливо на внутренний рынок и снизить их денежные потоки. Правительство, по данным источников, рассматривает ретроспективные корректировки демпферного механизма для бензина и дизтоплива для обеспечения выплат. Эксперты, включая Игоря Юшкова из Финансового университета, считают, что снижение компенсаций создаёт дополнительные сложности, но этот финансовый эффект может быть частично нивелирован за счет экспорта сырой нефти, объемы которой в конце августа достигли летнего максимума.
Рынок нефтепродуктов остаётся нестабильным. Специалисты ЦЦИ ожидают возобновления роста поставок в октябре-ноябре, что связано с окончанием сезона высокого спроса и возможным снятием запрета на экспорт бензина для непроизводителей. Нефтяные компании будут стремиться предотвратить дефицит на внутреннем рынке и избежать новых экспортных ограничений со стороны правительства. Увеличение дисконтов на российские нефтепродукты относительно мировых котировок также делает внутренний рынок более привлекательным для поставщиков.
