Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает новые правила для повышения прозрачности и конкуренции в сфере государственных закупок, особенно касающихся компаний, находящихся под санкциями, но получающих государственные субсидии. Ведомство предложило внести изменения в четыре нормативных акта, которые обяжут такие юридические лица проводить конкурентный отбор подрядчиков и поставщиков через закрытую часть Единой информационной системы (ЕИС). Эта инициатива направлена на восстановление здоровой конкурентной среды, которая была значительно ослаблена после введения экстренных контрсанкционных мер в 2022 году. Тогда многим компаниям разрешили не публиковать данные о своих сделках в ЕИС, чтобы избежать вторичных санкций для их контрагентов.

Минфин предлагает включить требование о конкурентном выборе подрядчиков и поставщиков в четыре ключевых нормативных акта, которые регулируют порядок предоставления бюджетных средств юридическим лицам. Это касается компаний, использующих государственные субсидии для капитальных вложений, таких как строительство объектов госсобственности за рубежом, развитие государственных информационных систем, капитальное строительство и покупка недвижимости.
Предлагаемые поправки предусматривают, что отбор исполнителей по таким контрактам будет осуществляться в закрытом разделе ЕИС. Этот механизм служит двойной цели: он защищает потенциальных партнеров подсанкционных компаний от угрозы вторичных ограничений и одновременно способствует возрождению конкуренции среди поставщиков.
Концепция «закрытого контура» ЕИС возникла ранее, в 2014 году, как ответ на «крымские» санкции. Изначально же система госзакупок создавалась для обеспечения максимальной прозрачности расходования бюджетных средств. В закрытом сегменте ЕИС информация не публикуется для широкой общественности, но доступна для уполномоченных ведомств, таких как Минфин, ФАС и Федеральное казначейство. Однако весной 2022 года, на фоне усиления антироссийских санкций, некоторым компаниям было разрешено полностью скрывать данные о своей деятельности. Это привело к потере государственного контроля над их сделками, поскольку в условиях нарушения логистических цепочек и ухода зарубежных партнеров приоритетом стало поддержание операционной деятельности предприятий.
Стандартизация малых закупок для госнужд
Тем не менее, уже в 2022 году правительство начало рассматривать возможность частичного восстановления прозрачности данных в ЕИС. По информации Минфина, отсутствие открытости привело к значительному увеличению числа неконкурентных закупок и закупок у единственного поставщика со стороны госкомпаний, что усложнило малому и среднему бизнесу доступ к государственным контрактам. Например, за первое полугодие 2022 года общая стоимость таких закупок выросла на 30% год к году, достигнув 1 трлн рублей. К третьему кварталу того же года число поставщиков в сегменте госзаказа сократилось на 29% по сравнению с предыдущим годом, что привело к падению и без того невысокого уровня конкуренции.
- Отток партнеров затронул и государственные компании, где число подрядчиков уменьшилось на четверть.
- При этом часто закупки у единственного поставщика объяснялись санкционными рисками, но не всегда имели под собой достаточные основания.
В свете этих обстоятельств Минфин принял решение восстановить с апреля 2023 года требование о раскрытии сведений о подсанкционных юридических лицах в закрытом сегменте ЕИС. Также было вновь введено обязательство для госкомпаний осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках установленных квот, с возможностью проведения этих операций через закрытый контур ЕИС. Таким образом, текущие поправки являются частью последовательной политики правительства, направленной на восстановление утраченного в 2022 году контроля над закупочной деятельностью и стимулирование конкуренции при использовании государственных средств.
