За последние пять лет внешняя торговля России претерпела кардинальные изменения под воздействием пандемии, санкций, логистических сдвигов и валютных колебаний. Аналитики ЦМАКП называют этот период форсированной трансформацией. Основные направления изменений включают переход от сильной зависимости от европейского рынка к возрастающей зависимости от Китая, от угрозы прямых потерь из-за санкций к развитию сложных посреднических схем, а также от нарушенных цепочек поставок к их трудоемкой перестройке.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) представил доклад, в котором анализируются трансформации внешней торговли РФ за последние пять лет, начиная с 2019 года. К этому времени российская торговля уже сталкивалась с давлением из-за санкций 2014 года, что ограничивало экспортные возможности и способствовало импортозамещению. Тем не менее, Евросоюз сохранял статус ключевого торгового партнера.
Пандемия COVID-19 стала первым серьезным вызовом: замедление мировой экономики привело к падению российского экспорта энергоресурсов более чем на 30%.
Объемы экспорта машиностроительной продукции, стройматериалов и химикатов сократились на 12-14%, в то время как поставки металлов и продовольствия, напротив, увеличились. В 2021 году экспорт почти полностью восстановился благодаря мерам поддержки экономик. Импорт в Россию в 2020 году снизился не так значительно (на 10-12% в машиностроении, легкой и химической промышленности), а к 2021 году превысил показатели 2019 года, что послужило важным стабилизирующим фактором перед событиями 2022 года.
Санкционное давление в 2022 году значительно усилилось, затронув финансовую систему, логистику и широкий спектр товаров. К середине 2022 года ограничения коснулись около 40% импорта из Евросоюза. Экспортные санкции вводились позднее, но их эффект был неоднозначным. Номинально российский экспорт в 2022 году показал рост, чему способствовали высокие мировые цены на энергоносители и удобрения. Однако в 2023–2024 годах наметилась тенденция к снижению экспорта из-за падения цен и сужения экспортных рынков. В 2024 году объемы поставок минеральных и химических продуктов, составляющих более половины экспорта, оставались на уровне 2019 года. Экспорт металлургической и легкой промышленности вырос в номинальном выражении, но не с поправкой на инфляцию доллара. Поставки продовольствия стабильно росли, в то время как экспорт машиностроительной и лесной продукции существенно сократился. Сокращение в машиностроении связано с потерей рынков сбыта, в лесной отрасли — с запретом на экспорт необработанной древесины.
После спада в 2022 году импорт в 2023–2024 годах проходил процесс реструктуризации. К 2024 году, несмотря на строгие ограничения, объемы импорта машин и оборудования практически вернулись к уровню 2019 года, главным образом благодаря поставкам из Китая. Ввоз продовольственных товаров и химикатов увеличился (особенно по позициям, не попавшим под запрет), тогда как импорт металлургической продукции и товаров лесобумажной промышленности снизился. Эксперты подчеркивают, что физические объемы импорта могут расти даже при неизменной долларовой стоимости за счет замещения более дорогих товаров более дешевой продукцией из Китая, что особенно заметно в сегментах техники и автомобилей.
Торговая география претерпела радикальные изменения.
Доля азиатских стран в российском импорте увеличилась с 44% в 2019 году до 68% в 2024 году, а в экспорте — с 38% до 76%. В то же время, доли Евросоюза и США в торговом обороте России существенно сократились. Евросоюз сдает свои позиции, несмотря на использование схем обхода санкций. Поставки из Китая стали центральным элементом новой структуры внешней торговли. Значительный рост импорта из КНР наблюдался уже в 2022 году, в частности, по автомобилям и электронике. Также увеличился импорт из Индии, Турции и стран ЕАЭС.
Параллельный импорт играет существенную роль в адаптации, достигнув объема в $36 млрд в 2024 году, по данным Минпромторга. Прямой импорт из ЕС сократился на 64%, но с учетом реэкспортных схем общее снижение составило около 50%. Непрямые поставки осуществляются, в частности, через страны СНГ ($13–16 млрд), Турцию (до $6 млрд), а также Корею и Китай. Это касается и автомобилей, включая ввоз через Китай европейских и японских марок. Автомобильный рынок является ярким примером: за 2022–2024 годы физическими лицами было ввезено 815 тысяч автомобилей, что составляет почти половину рынка импортных машин. В 2024 году из 1,6 млн проданных новых легковых автомобилей 1,1 млн были импортными.
Согласно оценкам ЦМАКП, этап «шоковой адаптации» завершен: импорт восстановился, экспортные потоки переориентированы. Однако ситуация не является полностью стабильной. Повышение утилизационного сбора может привести к сокращению импорта автомобилей. Укрепление рубля (с марта 2025 года) способствует импорту товаров, сырья и комплектующих, но высокий уровень процентных ставок и отсутствие активного роста в гражданских секторах экономики сдерживают спрос на производственное оборудование. Главным риском аналитики считают возрастающую зависимость от Китая в ключевых отраслях. Россия успешно решает задачу обеспечения доступа к необходимым товарам, но ценой частичной утраты контроля над логистическими и производственными цепочками.
