Власти ищут баланс между творческими индустриями и цифровыми платформами

Мировые новости » Власти ищут баланс между творческими индустриями и цифровыми платформами
Preview Власти ищут баланс между творческими индустриями и цифровыми платформами

Министерство экономического развития России заявило о намерении учитывать интересы творческих секторов экономики при регулировании деятельности маркетплейсов. Об этом сообщила заместитель главы ведомства Татьяна Илюшникова на форуме «Российская креативная неделя».

В ходе дискуссий на форуме отмечалось, что сотрудничество между цифровыми платформами и представителями творческих индустрий, продвигающими свои товары и услуги, имеет множество преимуществ. Однако одновременно прослеживается стремление платформ ограничивать бизнес в возможности работать с другими площадками. Для улучшения взаимодействия сторон предлагается ввести институт специальных омбудсменов – по одному от Минэкономики, от продавцов и от каждой из платформ.

Диалог о взаимодействии цифровых платформ и креативных индустрий, за регулирование которых отвечает Минэкономики, состоялся 25 сентября в рамках «Российской креативной недели».

Стоит отметить, что к креативным индустриям власти относят более 50 видов деятельности в 16 направлениях. В их число входят народные художественные промыслы, арт-индустрия, культурное наследие, отдых и развлечения, мода, книжное дело, исполнительские искусства, кино, телепрограммы и фильмы, программное обеспечение, видеоигры, медиа и СМИ, реклама и PR, дизайн, архитектура и урбанистика, гастрономия и музыка. По данным Росстата, к концу 2024 года доля творческого бизнеса в ВВП страны составит 4,1%, а к 2030 году благодаря государственной поддержке этот показатель планируется увеличить до 6%.

Татьяна Илюшникова подчеркнула, что сотрудничество «творцов» и платформ активно налаживается как на федеральном уровне (при посредничестве Минэкономики), так и в регионах (через центры «Мой бизнес»). По её словам, 70-80% представителей креативных индустрий относятся к категории малого и среднего бизнеса. Цифровые каналы продаж товаров, работ и услуг предоставляют таким предпринимателям возможность сократить издержки, расширить рынки сбыта и повысить узнаваемость.

Для эффективного разрешения возникающих вопросов, таких как логистика и взаиморасчеты, предлагается создать систему омбудсменов, представляющих интересы Минэкономики, продавцов и самих платформ.

Илюшникова сравнила творческие индустрии и цифровые платформы с «двумя пересекающимися окружностями». Представитель продюсерского центра «Креативная экономика» Николай Горелый отмечает, что, несмотря на тесную связь, интересы сторон могут расходиться: платформы стремятся «закрепостить» лучших авторов, тогда как творцы ищут максимальное число каналов сбыта. «В этой связи на стыке реализации продукта это сотрудничество, а на стратегическом — конфликт», — считает эксперт.

В то же время, директор по связям с государственными организациями «Авито» Дмитрий Гавриленко не согласен с идеей конфликта, называя это «единой экосистемой». Он подчеркнул, что «Авито» ориентируется на потребности пользователей и быстро адаптирует свои продукты на основе обратной связи. «Продавцы — это такие же наши пользователи, и у нас нет желания ограничивать их работу на других платформах», — заявил Гавриленко.