Усиление контроля за инвестиционными программами региональных операторов ТКО
Правительство РФ значительно повышает стандарты для инвестиционных и производственных программ региональных операторов, занимающихся управлением отходами. Теперь сжигание мусора и создание искусственных грунтов из отходов выделяются в отдельные регулируемые сферы. Для мусороперерабатывающих предприятий вводятся конкретные, измеримые показатели производительности. Представители «Российского экологического оператора» (РЭО) поясняют, что эти изменения необходимы для усиления надзора за отраслью, а в Минприроды подчеркивают, что операторы будут обязаны демонстрировать эффективное использование средств и развитие инфраструктуры по обращению с отходами.
Соответствующее постановление правительства вносит коррективы в правила формирования инвестиционных и производственных программ в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Также пересмотрены принципы определения плановых и фактических показателей работы объектов по обращению с мусором (сбор, накопление, захоронение, утилизация ТКО). Новые нормы вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
В частности, мусоросжигательные заводы, а также предприятия, утилизирующие органическую часть ТКО для производства искусственных грунтов, теперь становятся самостоятельными объектами государственного регулирования. Уточняются и критерии эффективности для всех мусороперерабатывающих объектов. Отныне к ним будут предъявляться требования по бесперебойному приему отходов, точности их учета и объему производства искусственных грунтов. Эти критерии дополняют уже существующие, такие как соответствие проб подземных вод, почвы и воздуха установленным нормативам, а также количество случаев возгорания ТКО.
Ранее одним из показателей эффективности была доля отходов, направляемых на утилизацию, однако её конкретные значения отсутствовали, и каждая компания устанавливала цели самостоятельно. Теперь для мусороперерабатывающих заводов мощностью менее 100 тысяч тонн установлено требование по утилизации не менее 13% от общей массы отходов, а для предприятий с мощностью более 100 тысяч тонн — не менее 15%. Производства, специализирующиеся на создании искусственных грунтов, должны извлекать из отходов минимум 30% органической массы. В отношении объектов захоронения отходов государственные органы будут оценивать показатель минимизации их негативного воздействия на окружающую среду.
Как сообщили в «Российском экологическом операторе» (РЭО), данные изменения позволяют региональным операторам включать в свои инвестиционные программы проекты по строительству объектов для переработки органических отходов и созданию перегрузочных станций, которые ранее не подлежали регулированию. Все фактические показатели эффективности будут фиксироваться в федеральной государственной информационной системе ФГИС УТКО. Это, по словам РЭО, «повысит прозрачность расчетов и поможет сформировать обоснованные тарифы».
Переход на новую систему будет осуществляться поэтапно, начиная не позднее 1 января 2027 года, но только после утверждения новых долгосрочных тарифов на вывоз мусора. В РЭО подчеркнули, что бизнесу требуется время для адаптации и настройки новых процессов, и именно поэтому устанавливаются такие сроки, чтобы избежать «шокового эффекта».
Напомним, что в последнее время Минприроды последовательно ужесточает требования к участникам мусорной отрасли, стремясь к созданию экономики замкнутого цикла. С приходом вице-премьера Дмитрия Патрушева, курирующего отрасль, министерство активно занялось решением накопившихся проблем. Новое постановление, очевидно, является частью этой масштабной работы.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии Денис Буцаев заявил «Ъ», что «региональный оператор обязан доказать: деньги работают, объекты строятся, инфраструктура развивается. Принятые изменения направлены на создание прозрачной и управляемой системы». В Минприроды также отметили, что проект постановления активно обсуждался с бизнесом и регионами. Было достигнуто консолидированное решение, что данная редакция не создаст дополнительной нагрузки на предприятия и при этом будет стимулировать достижение национальных целей к 2030 году.
«Новые правила, по сути, представляют собой чёткую методику оценки деятельности объектов по обращению с ТКО», — комментирует Елена Вишнякова, заместитель гендиректора ГК «Эколайн». Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов напоминает, что срок регулирования для операторов по обращению с отходами составляет три года при первом установлении и не менее пяти лет в дальнейшем. Эксперт пояснил: «Для значительной части компаний 2027 год будет серединой этого цикла, поэтому многие получат ещё больше времени для подготовки к выполнению требований регулятора».
