Правительственная комиссия по законопроектной деятельности окончательно одобрила принятие законопроекта, направленного на унификацию правил реализации государственного имущества, по аналогии с существующей системой государственных закупок. Данная законодательная инициатива, представленная в виде поправок к федеральному закону «О защите конкуренции», вводит унифицированные правила для продажи как государственной, так и муниципальной собственности.
Обновленная редакция документа, вступление в силу которой намечено на 1 сентября, предусматривает упрощение доступа для потенциальных покупателей к торгам при одновременном усилении контроля за процедурами. Важным нововведением станет обязательная регистрация участников на электронных торговых площадках, уже используемых для государственного заказа. Все сделки будут проводиться исключительно через аукционы в государственной информационной системе «Торги» и на связанных с ней электронных торговых платформах.

Как стало известно, 29 июля Правительственная комиссия по законопроектной деятельности утвердила поправки ко второму чтению законопроекта о стандартизации продажи государственного имущества через торги. Ожидается, что поправки будут представлены на заседании правительства 31 июля, а затем направлены в Государственную Думу. Изначально документ прошел первое чтение в марте, а его внесение в парламент состоялось в январе, после пятнадцати лет активных дискуссий в правительстве.
За этот период проект претерпел изменения, трансформировавшись из отдельного законопроекта «Об универсальных торгах» в поправки к антимонопольному законодательству. До 2025 года его принятие было затруднено из-за разногласий между ведомствами. Однако благодаря масштабной цифровизации и унификации рабочих процессов в правительстве под руководством Михаила Мишустина, удалось преодолеть сопротивление министерств и согласовать инициативу, разработанную Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Основная цель законопроекта заключается в установлении единых правил для реализации государственной и муниципальной собственности. Предполагается, что все операции с этими активами будут проводиться в форме аукционов через государственную информационную систему (ГИС) «Торги», предназначенную для публикации данных о процедурах и оформления сделок, а также на связанных с ней электронных торговых площадках (ЭТП). Ожидается, что такой подход устранит проблему недостаточной конкуренции в данной области и значительно увеличит поступления во все уровни бюджетной системы.
Представители аппарата вице-премьера подчеркивают: «Переход к обязательным электронным торгам на аккредитованных федеральных площадках является закономерным шагом в развитии системы торгов. Унификация правил проведения аукционов и подачи заявок обеспечит комфортные и равные условия для всех участников. Новые поправки максимально упростят взаимодействие между бизнесом и государством, снизят издержки и повысят уровень конкуренции и прозрачности на торгах».
Сообщается, что во втором чтении законопроекта, помимо редакторских правок, были внесены существенные изменения, направленные на упрощение участия покупателей в торгах и усиление контроля за соблюдением всех процедур.
Для участия в аукционах претендентам потребуется обязательная регистрация на электронных торговых площадках, входящих в список аккредитованных для государственных закупок. Эти платформы будут передавать в ГИС «Торги» данные о заключенных на них сделках. Важно отметить, что участие в торгах для покупателей государственного имущества будет бесплатным, а внесенные ими задатки операторы ЭТП будут обязаны возвращать. Контроль за всеми действиями операторов, организаторов и участников торгов возложен на ГИС «Независимый регистратор», которая уже успешно используется для выявления нарушений в сфере электронных государственных закупок, как сообщили в пресс-службе ФАС.
Достижение консенсуса по реформе торгов после пятнадцатилетних усилий правительства
Следует отметить, что ранее действующее законодательство регулировало продажу имущества, прав аренды, земле- и недропользования, а также квот на вылов рыбы и прочего через множество разрозненных отраслевых актов. Это создавало значительные препятствия для участия бизнеса в торгах, негативно влияло на уровень конкуренции и, как следствие, уменьшало доходы государства.
Министерства, стремясь сохранить отраслевую автономию, аргументировали невозможность применения общих правил к продаже специфических активов особенностями их оценки, структурированием сделок, а также рисками потери контроля и дополнительными затратами на внедрение новых систем. Теперь же в ведомствах данный проект рассматривается как своевременное и логичное продолжение курса на унификацию государственных закупок товаров и услуг.
Изначально правительство планировало ввести закон в действие уже к 1 сентября. Однако, учитывая сжатые сроки весенней сессии Государственной Думы, завершающейся 3 августа, существует вероятность того, что рассмотрение поправок будет перенесено на осенний период, что потребует корректировки даты вступления закона в силу.
Тем не менее, данная задержка не повлияет на общую стратегию по созданию единой системы управления государственным имущественным комплексом. Следует напомнить, что осенью 2024 года правительством была одобрена разработка Единой цифровой платформы (ЕЦП) для управления движимым и недвижимым имуществом всех публичных собственников. Предполагается, что ГИС «Торги» станет интегрированной частью этой платформы. В аппарате вице-премьера ранее подчеркивали, что ЕЦП обеспечит полный контроль над объектами, начиная с этапа их планирования и задолго до принятия решения о продаже. Учитывая эти долгосрочные планы, принятие законопроекта представляется весьма вероятным.
