Тенденции в закупках госкомпаний у малого и среднего бизнеса

Мировые новости » Тенденции в закупках госкомпаний у малого и среднего бизнеса
Preview Тенденции в закупках госкомпаний у малого и среднего бизнеса

Объем контрактов с МСП сократился на 8% в первой половине 2025 года

В первом полугодии 2025 года российские государственные компании заключили более 428 тысяч договоров с представителями малого и среднего предпринимательства (МСП) на общую сумму 3,8 триллиона рублей. Этот показатель демонстрирует снижение на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на то, что число поставщиков из сектора МСП, получивших контракты, выросло на 4,4% и достигло 150 тысяч компаний.

Сокращение объема закупок объясняется несколькими ключевыми факторами. Аналитики указывают на общее замедление темпов экономического роста, охлаждение спроса и снижение инвестиционной активности. Кроме того, наблюдается изменение государственной политики, направленное на концентрацию средств в наиболее востребованных отраслях и технологиях. При этом государство стремится сохранить регуляторный комфорт и простоту ведения бизнеса для МСП в целом.

Иллюстрация: график снижения объема закупок госкомпаний у МСП
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Согласно данным Корпорации МСП, первое место по объемам закупок заняла продукция обрабатывающих производств, на которую пришлось более 1,3 триллиона рублей. Это преимущественно поставки компьютерного, электронного, оптического и машинного оборудования, а также готовых металлических изделий. В сегменте услуг лидерами стали закупки в области научной, инженерно-технической и профессиональной деятельности (209,1 млрд рублей), а также IT-сферы (170 млрд рублей).

Начавшаяся еще в первом квартале 2025 года стагнация в росте закупок, когда реальный прирост фактически остановился, усилилась во втором квартале. В то же время, правительство прогнозирует, что по итогам 2025 года общий объем закупок у МСП превысит 9 триллионов рублей, что будет несколько ниже показателя 9,6 триллиона рублей, зафиксированного годом ранее. Отмечается, что во втором квартале были заключены значительные контракты с МСП для ряда инфраструктурных проектов.

История поддержки МСП через госзакупки берет начало в 2015 году, когда правительство обязало госкомпании выделять часть заказов малому и среднему бизнесу. К 2022 году, в условиях ухода иностранных фирм и ужесточения санкций, квота для МСП была увеличена с 18% до 25%, охватив все государственные компании. Это привело к рекордному объему закупок в 2022 году — 7 триллионов рублей, значительно превысив 4,4 триллиона рублей 2021 года.

Изначально малым и средним предприятиям наиболее успешно удавалось замещать иностранных поставщиков в сфере работ и услуг. Однако закупки IT-продуктов, программного обеспечения и технологий крупными государственными компаниями не демонстрировали столь активного роста. Ситуация изменилась в 2023 году: объем закупок промышленной и высокотехнологичной продукции у МСП заметно увеличился, а общий объем сделок между госкомпаниями и МСП приблизился к 8 триллионам рублей.

Тем не менее, во второй половине 2024 года правительство начало пересматривать подходы к поддержке малого и среднего бизнеса. Наблюдается постепенный отказ от безвозмездной и «широкой» помощи, взамен предъявляются встречные требования по импортозамещению, а внимание государства всё больше концентрируется на проектах, представляющих стратегический интерес.