Правительство готовит правила оценки перспектив и поддержки разработок
Правительство Российской Федерации утвердило постановление, закладывающее основы планирования технологической политики. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал этот документ, который определяет общую схему государственного регулирования в сфере технологического развития. Постановление устанавливает правила формирования перечней критических и сквозных технологий, высокотехнологичной продукции, а также методики для оценки их рыночной готовности. Главная цель — обеспечить государственное финансирование только для наиболее перспективных и значимых технологий. Поддержку будут осуществлять исполнители национальных проектов, которые испытывают потребность в конкретных разработках. Эта работа также соответствует стратегии развития сотрудничества со странами ЕАЭС, рассматриваемыми как будущий рынок сбыта, от масштаба которого зависит конечная стоимость технологических решений и товаров.

Подписанное Михаилом Мишустиным постановление правительства №1552 от 6 октября 2025 года «О планировании технологической политики», разработанное Минэкономики, позволит провести инвентаризацию доступных в России разработок. Документ подразумевает утверждение перечней критических и сквозных технологий, а также высокотехнологичной продукции. Как уточнили в пресс-службе Минэкономики, эти списки будут формироваться на основе национальных проектов и «дорожных карт» по достижению технологического лидерства.
Основы для формирования этих перечней были заложены Минэкономики весной текущего года в пакете документов, направленных на реализацию идеи технологического суверенитета. Работа была продолжена летом, когда Минпромторг предложил реорганизовать правкомиссию по импортозамещению (созданную в 2015 году) в комиссию по промышленности. Это объяснялось необходимостью формирования собственной технологической базы для структурной трансформации экономики России.
Постановление №1552 утверждает четыре методики оценки: уровня готовности технологий, линий их разработки, производства и коммерциализации высокотехнологичной продукции (включая возможность её вывода на иностранный рынок для расширения спроса). Первый заместитель главы Минэкономики Максим Колесников пояснил, что эти методики, по сути, создают «единый язык» для оценки проектов всеми участниками — от ученых и инженеров до инвесторов и промышленников. Система критериев позволит сосредоточить финансирование на наиболее значимых и перспективных технологиях. Росимуществу и Минэкономики поручено утвердить директивы для госкомпаний, которые выступают одновременно инвесторами и разработчиками технологий. При этом, как отметили в Минэкономики, господдержка конкретных проектов не является предметом постановления; её будут оказывать исполнители национальных проектов, заинтересованные в той или иной разработке, в рамках своих компетенций.
Документ также содержит пункт, согласно которому товары из перечня высокотехнологичной продукции, внесенные в реестр российской промышленной продукции, будут помечаться индексом «ВП». Это, вероятно, необходимо для обеспечения их приоритета в госзакупках и закупках госкомпаний. Ответственными за реализацию этого положения назначены Минэкономики, Минпромторг (который ведет реестр российской продукции), Минфин и ФАС (курирующие закупки и конкуренцию).
Подходы к реализации «технологического суверенитета», описанные в постановлении, согласуются и с перспективными направлениями сотрудничества России со странами евразийского региона, который российские власти видят одним из главных экспортных рынков для «российского хайтека». Евразийский банк развития (ЕАБР) отмечает, что промышленность региона характеризуется недостаточным уровнем и неоднородностью технологической сложности; проблемой большинства стран остается низкая доля высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта. В ЕАБР полагают, что необходимо выявлять нишевые отрасли с потенциалом импортозамещения (его реализация может принести экономикам региона до $81 млрд в год) и экспорта (может вырасти на $71 млрд в год), уделяя особое внимание цифровизации и автоматизации производств, а также внедрению новых материалов. Пока этот процесс сдерживается недостаточным уровнем производственной кооперации между странами в сферах средней и высокой степени переработки. ЕАБР считает химическую промышленность, металлургию и машиностроение перспективными направлениями. Совокупный эффект от реализации такой политики аналитики оценивают в дополнительные $510 млрд в год для экономик региона.
