Согласно исследованию Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2025 году ожидается рекордный за последнее десятилетие рост базового индекса платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в России, который составит в среднем 13,4%. Хотя это почти в два раза выше прогнозируемой инфляции, эксперты ИПЕМ считают такое повышение оправданным, так как оно частично восполняет отставание в росте индекса, наблюдавшееся в период с 2020 по 2022 годы. Специалисты института также предвидят возможное снижение темпов удорожания тарифов в будущем, связывая это с замедлением роста цен на оборудование для ЖКХ.
ИПЕМ провел анализ предстоящего повышения тарифов на 2025 год. Как известно, индексация платы за ЖКУ обычно происходит ежегодно 1 июля (исключением стал досрочный перенос в 2023 году). С 2015 года для каждого региона страны устанавливаются федеральные базовые индексы роста, а также допустимые отклонения для конкретных муниципалитетов. Средневзвешенный показатель базового индекса на 2025 год достиг 13,4%, что на 3,4 процентного пункта выше, чем в 2024 году, и является рекордом за десятилетний период. Рост индексов наблюдается и на региональном уровне: в 77 субъектах РФ они превысили прошлогодние значения, в шести — снизились, и лишь в двух остались неизменными.
При этом, несмотря на рекордные показатели, аналитики ИПЕМ характеризуют предстоящий рост тарифов как «компромиссный».
С одной стороны, темпы роста тарифов почти вдвое превышают прогноз Минэкономики по инфляции на уровне 7,6%, но с другой — этот рост призван компенсировать отставание прошлых лет (2020–2022), когда тарифы росли медленнее инфляции.
Специалисты ИПЕМ полагают, что в ближайшем будущем возможно замедление темпов роста тарифов. Это связано с изменением ценовой динамики на оборудование для ЖКХ. В отличие от 2022–2023 годов, когда стоимость оборудования росла быстрее тарифов, в 2024 году опережающий рост цен прекратился. Аналитики отмечают, что кумулятивный рост тарифов и инфляции за период 2015–2025 годов в итоге окажутся сопоставимыми.
Вместе с тем, эксперты указывают на усиление дисбалансов в системе регулирования тарифов.
Так, во втором полугодии 2024 года снова начали фиксироваться случаи внеплановой индексации тарифов в ряде регионов. Ранее подобная практика была более распространенной, но в предшествующем году таких ситуаций не наблюдалось.
Отдельно стоит отметить предложение Минстроя удвоить нормативы платы за водопотребление для потребителей, не имеющих приборов учета.
Анализ, проведенный ИПЕМ в 20 крупнейших регионах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), выявил случаи, когда местные власти устанавливали окончательные индексы платы выше установленных Правительством федеральных рамок, даже с учетом разрешенных отклонений. Подобные нарушения отмечены в Кемеровской, Московской и Свердловской областях. В 2024 году муниципальные индексы также превышали базовые, но оставались в пределах допустимых отклонений.
Однако, как сообщил глава ФАС Максим Шаскольский на недавнем заседании правительства, утвержденные регионами тарифы часто страдают от экономической необоснованности. По его данным, в 2024 году значительно возросла сумма необоснованных расходов, включенных в тарифы на различные услуги ЖКХ (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергию, ТКО) региональными регуляторами. Если в 2020 году ФАС выявила и исключила из тарифов 2,4 млрд рублей таких средств, то в 2024 году эта сумма составила уже 29,2 млрд рублей. В результате проверок ФАС удалось добиться снижения тарифов, например, на теплоснабжение в Архангельской области (на 34,2%), Ингушетии (на 23%), Дагестане (на 19%), а также на услуги по обращению с ТКО в Камчатском крае (на 29%) и на Чукотке (на 25%).
