Министерство сельского хозяйства РФ представило проект решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), направленный на ужесточение контроля за качеством табачных изделий в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Инициатива призвана устранить существующие разногласия и создать единые, прозрачные правила подтверждения соответствия продукции.

Несмотря на существование единого технического регламента для табака в ЕАЭС, детализированные процедуры подтверждения соответствия как для производимой, так и для импортируемой продукции до сих пор отсутствуют. Это приводит к использованию национальных правил, создавая «избыточные ограничения» и путаницу в признании легальности продукции на общем рынке ЕАЭС. Инициатива Минсельхоза является попыткой точечного решения давней проблемы стандартизации подтверждения качества, о которой неоднократно говорила Росаккредитация.
Для решения этой проблемы Минсельхоз предлагает ЕЭК внести в технический регламент ЕАЭС (ТР ТС 035/2014) четкие, стандартизированные процедуры подтверждения соответствия табачных изделий. Это включает детальное описание методов испытаний, систем менеджмента качества, информации об участниках рынка и их партнерах, а также распределение ответственности между производителями и их дилерами в случае выявления несоответствий. Проект предусматривает регистрацию деклараций о соответствии в едином реестре, после чего продукция будет маркироваться «единым знаком обращения на рынке Союза».
Предлагается также установить сроки действия деклараций: от трех до пяти лет для серийного производства или импорта, и бессрочно для отдельных партий продукции. Минсельхоз настаивает на фиксации в техрегламенте сроков хранения всей подтверждающей документации (например, протоколов испытаний). В качестве альтернативы декларированию предусмотрена обязательная сертификация производства, порядок которой, включая хранение документов и доказательств соответствия, также будет строго регламентирован. Органы по сертификации будут проводить ежегодную проверку сертифицированной продукции, по результатам которой сертификат может быть приостановлен или аннулирован, с соответствующей регистрацией в едином реестре.
В качестве образца для предлагаемых изменений была взята директива ЕС 2014/40/ЕС, регулирующая производство, оборот и продажу табачной продукции в Евросоюзе. Это подчеркивает схожесть проблем, с которыми сталкиваются ЕС и ЕАЭС, для которого Евросоюз послужил моделью. Минсельхоз отмечает, что текущее «отсутствие в технических регламентах Союза… унифицированных терминов и детализированных процедур оценки соответствия» вынуждает страны-члены ЕАЭС использовать национальное законодательство, что приводит к «непрозрачности и избыточности» регуляторных требований. Это, в свою очередь, порождает ситуации, когда продукция, легально выпущенная в оборот в одной стране ЕАЭС, сталкивается с запретами в другой, несмотря на заявленный принцип свободного движения товаров внутри союза.
Важно отметить, что инициатива Минсельхоза является частным случаем решения более широкой проблемы, которую Росаккредитация поднимает уже давно: отсутствие единой системы подтверждения качества продукции во всем ЕАЭС. После того как Россия ужесточила контроль на своем рынке, многие компании стали использовать более либеральные требования других стран-членов союза. Попытки наладить скоординированную борьбу с фиктивными сертификатами и сомнительными лабораториями пока не увенчались успехом.
«Принятие четких правил оценки соответствия для табачной продукции в рамках технического регламента ЕАЭС значительно повысит прозрачность и предсказуемость этих процессов для бизнеса во всех странах союза», — комментирует Кирилл Кузнецов, глава Комитета «Опоры России» по подакцизным товарам. Однако изменения не произойдут мгновенно: ожидается, что они вступят в силу через 180 дней после официальной публикации решения ЕЭК, в случае его принятия.
