Увеличение экологических платежей на 2025 год создает новую финансовую нагрузку на промышленность
Экологические расходы для промышленных предприятий значительно возрастут: правительство утвердило повышение ставок за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) на 2025 год. Это решение, которое, как ожидается, принесет в бюджет около 4 миллиардов рублей, противоречит ранее озвученным планам о постепенном и предсказуемом увеличении сборов, начинающемся с 2026 года. В условиях текущей бюджетной ситуации и возрастающих потребностей Министерства природных ресурсов (Минприроды) в финансировании, повышение оказалось более резким, а дальнейшая динамика ставок остается неопределенной.
Согласно правительственному распоряжению №1852-р, ставки платы за НВОС в 2025 году будут увеличены в 1,51 раза по сравнению с уровнем, установленным еще в 2018 году. Частично компенсировать этот рост призван дополнительный коэффициент, который в 2025 году будет снижен до 1,045 (по сравнению с 1,32 в 2024 году). При этом для территорий и объектов, находящихся под особой охраной (таких как национальные парки и санатории), будет сохранен дополнительный коэффициент 2.
По данным финансово-экономического обоснования, рост ставок НВОС увеличит поступления в региональные бюджеты и финансовую нагрузку на плательщиков за 2025 год более чем на 18%, что составляет примерно 4 миллиарда рублей. Для сравнения, в 2024 году было собрано 22 миллиарда рублей.
Важно отметить, что новые ставки вводятся «задним числом» и будут применяться к платежам, начиная с первого января 2025 года.
Платежи за НВОС являются обязательными для предприятий, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы в водные объекты, а также размещение (хранение и захоронение) отходов. Ставки платы ежегодно индексируются в соответствии с прогнозной инфляцией, чтобы поддерживать их стимулирующую функцию и не допускать снижения.
Изначально, в начале 2024 года, Минприроды планировало более предсказуемое и постепенное повышение ставок НВОС, чтобы дать бизнесу время на адаптацию. В предложениях министерства указывалось, что ставки за выбросы недоиндексированы в среднем в 51,5 раза, а за сбросы — в 34,4 раза. Предполагалось, что увеличение начнется в 2026 году с 5%, затем составит 15% в 2027 году, 25% в 2028 году, 50% в 2029 году и достигнет 100% к 2030 году. Однако бизнес-сообщество, в частности Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), выражало опасения, что такие меры приведут к необоснованному росту финансовой нагрузки и нарушению системы технологического нормирования, учитывая, что корпоративные расходы на охрану окружающей среды уже выросли в 2,7 раза с 2013 года.
В результате, проект Минприроды не был принят в первоначальном виде. Ограничения федерального бюджета и возросшие потребности самого Минприроды в средствах — в том числе для финансирования Росприроднадзора, ППК «Российский экологический оператор» и «Росатома» в части утилизации особо опасных отходов — по всей видимости, вынудили регулятора искать новые источники поступлений.
Фактически, для бизнеса это является сигналом того, что дальнейшее повышение ставок за НВОС будет зависеть от текущей конъюнктуры и «потребностей» бюджета, что делает их траекторию непредсказуемой.
Заместитель гендиректора ГК «Эколайн» Елена Вишнякова полагает, что повышение ставок и дополнительных коэффициентов действительно может мотивировать к модернизации производств и внедрению природосберегающих технологий. Однако, по мнению гендиректора консалтинговой компании ENV Ирины Деминой, повышение ставок без сопутствующих стимулирующих мер приведет лишь к тому, что «бизнес будет заниматься только минимально достаточным». Она также отмечает, что рост ставок НВОС соответствует общей государственной политике усиления административного давления на предприятия. Учитывая, что собранные платежи направляются на выявление и ликвидацию накопленного экологического вреда, а этих средств недостаточно, логично ожидать дальнейшего роста ставок НВОС.
