По данным Министерства финансов, в первые восемь месяцев 2025 года Россия столкнулась с существенным сокращением нефтегазовых поступлений в бюджет, что обусловлено комплексом макроэкономических факторов. В то же время, ненефтегазовый сектор продемонстрировал устойчивый рост.
Динамика нефтегазовых доходов
За период с января по август нефтегазовые доходы федерального бюджета России снизились на 20,2%, достигнув отметки в 6,03 трлн рублей. Это сокращение является прямым следствием уменьшения средней цены на нефть. Хотя общие поступления превысили установленный базовый уровень, существует вероятность дальнейшего снижения из-за волатильности ценовой конъюнктуры на мировых рынках.
Более детальный анализ показывает, что за семь месяцев 2025 года доходы от нефти и газа упали на 18,5%. В июле же снижение оказалось еще более выраженным, составив 27% в годовом исчислении, с общим объемом поступлений в 787,3 млрд рублей за месяц.
Основные причины сокращения
Ключевыми факторами, влияющими на отрицательную динамику, стали:
- Низкие цены на нефть Urals: Несмотря на небольшой рост с майского минимума в $52,1 за баррель до $59,8 в июне и $60,4 в июле, текущие цены значительно уступают показателям предыдущего года (например, $69,6 в июне 2024 года).
- Укрепление рубля: Сильный курс национальной валюты также негативно сказывается на рублевом эквиваленте нефтяных доходов. Средний курс рубля к доллару в июне 2025 года составил 78,7 рубля, тогда как годом ранее, в июне 2024-го, он был на уровне 88 рублей.
Особенности июльских поступлений
Хотя июльские поступления продемонстрировали рост на 59% по сравнению с июнем, это увеличение носит преимущественно календарный характер. Прирост был обеспечен квартальной уплатой налога на дополнительный доход (НДД) в размере 302,2 млрд рублей, что практически полностью компенсировало июньское снижение.
Ненефтегазовые доходы и стабильность бюджета
В отличие от нефтегазового сектора, ненефтегазовые доходы федерального бюджета за январь-август показали значительный рост на 14,3%, достигнув 17,7 трлн рублей. Поступления от оборотных налогов, включая НДС, увеличились на 6,0%, что отражает текущие тенденции охлаждения внутреннего спроса и инфляционные процессы.
Корректировка бюджета и дальнейшие риски
Снижение нефтегазовых доходов уже учтено в июньских поправках к федеральному бюджету на 2025 год. Прогноз налоговых поступлений от добычи и продажи газа был скорректирован с 10,9 трлн до 8,3 трлн рублей (снижение почти на четверть). Одновременно был пересмотрен прогноз стоимости российской нефти до $56 за баррель (с $69,7) и курса рубля до 94,3 рубля за доллар (с 96,5).
Осенняя корректировка бюджета будет зависеть, в частности, от возможных внешнеполитических факторов, таких как угрозы введения повышенных тарифов для покупателей российской нефти со стороны США, и их влияния на объемы экспорта и цены поставок.
Операции Минфина по бюджетному правилу
В связи с отсутствием ожидаемых дополнительных нефтегазовых доходов в августе, Министерство финансов заявило о продолжении продажи валюты в рамках бюджетного правила. С 7 августа по 4 сентября на эти операции будет направлено 6,2 млрд рублей (по 0,3 млрд рублей ежедневно). Эти суммы дополнят ежедневные операции Центрального банка по продаже валюты для зеркалирования средств ФНБ в размере 8,94 млрд рублей, что суммарно составит 9,24 млрд рублей в день.
