Счетная палата выявила недостатки в использовании инфраструктурных кредитов регионами

Мировые новости » Счетная палата выявила недостатки в использовании инфраструктурных кредитов регионами
Preview Счетная палата выявила недостатки в использовании инфраструктурных кредитов регионами

Широка ложка к обеду

По итогам проверки Счетная палата выявила ряд недочетов в расходовании регионами средств федеральной поддержки, особенно в части инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Основные замечания включают срывы сроков сдачи объектов, необоснованную замену изначально одобренных проектов, а также невыполнение регионами ключевых целевых показателей без каких-либо последствий. СП рекомендует учесть эти проблемы при запуске нового механизма казначейских инфраструктурных кредитов, где уже предусмотрены штрафные санкции за недостижение запланированных результатов.

В рамках анализа Счетная палата изучила два инструмента федеральной поддержки: инфраструктурные бюджетные кредиты и межбюджетные трансферты, направленные на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры. ИБК предоставляются регионам на 15 лет под 3% годовых для строительства транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры. За период 2021–2024 годов регионам был выделен 1 триллион рублей. Аудиторы провели детальную проверку использования этих средств в двух конкретных субъектах: Астраханской и Тамбовской областях.

Замечания по использованию субсидий на коммунальную инфраструктуру в основном касаются конкретных случаев несвоевременной сдачи объектов. Тем не менее, выявлены и потенциально системные проблемы: нарушения при заключении и исполнении договоров на строительство и ремонт, а также передача новых объектов ресурсоснабжающим компаниям, демонстрирующим признаки неэффективности (небольшая прибыль, значительный износ фондов, недостаточные инвестиции в модернизацию).

Относительно ИБК госаудиторы выделили ряд системных проблем, снижающих эффективность механизма. Эти недочеты, по мнению Счетной палаты, необходимо учитывать при внедрении нового механизма казначейских инфраструктурных кредитов, которые начнут выдаваться в текущем году на схожих условиях. Среди основных претензий: отсутствие четких критериев выбора проектов на региональном уровне, формальный характер соглашений без реальной ответственности за недостижение плановых показателей, ухудшение заявленных характеристик объектов в процессе строительства, а также частый пересмотр проектов. Согласно отчету, соглашения меняются до трех раз в год с переносом сроков и корректировкой финансирования. Более того, 24 региона воспользовались правом замены одобренного проекта, чаще всего из-за отказа инвесторов или роста стоимости строительства.

В 32 субъектах РФ не удалось достичь запланированных объемов доходов в региональные бюджеты от реализации проектов, что негативно сказывается на их финансовом состоянии и увеличивает риски несвоевременного возврата средств ИБК и процентов. Также аудиторы отметили нелогичность некоторых целевых показателей проектов. Например, для многих инфраструктурных объектов (коммунальных, социальных, дорожных, транспортных) установлен показатель ввода жилья, хотя их реализация напрямую не связана со строительством жилья.

В свою очередь, Фонд развития территорий (ФРТ), управляющий программой ИБК, заявляет о перевыполнении регионами целевых показателей за 2021–2024 годы в совокупности: введено 27,7 млн кв. м жилья (123% от плана), привлечено 2,9 трлн рублей внебюджетных инвестиций (112,2%), создано 146,3 тысячи рабочих мест (117,5%) и перечислено в бюджеты 250,8 миллиарда рублей доходов (120%). Однако в ФРТ признают наличие регионов, не достигших установленных целей. Эта проблема ранее поднималась Минэкономики и Минстроем. В механизме казначейских инфраструктурных кредитов уже предусмотрена ответственность: задержки сдачи объектов или недостижение показателей могут привести к повышению процентной ставки до 6%. ФРТ подчеркивает, что опыт регионов в реализации проектов ИБК будет учитываться при проведении конкурсного отбора заявок на новые кредиты.