Сахалин досрочно достиг углеродной нейтральности

Мировые новости » Сахалин досрочно достиг углеродной нейтральности
Preview Сахалин досрочно достиг углеродной нейтральности

На форуме «Острова устойчивого развития» губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко объявил о досрочном достижении регионом углеродной нейтральности. Этот успех в рамках регионального климатического эксперимента открывает перспективы для его распространения на другие субъекты Российской Федерации. Однако Министерство экономического развития РФ, прежде чем ужесточать климатическое регулирование, считает приоритетным выход на международные рынки углеродных единиц, особенно в рамках БРИКС. Это, в свою очередь, потребует создания надежной системы верификации климатических проектов и формирования справедливой цены на углерод.

Вид на промышленный объект на Сахалине.

Благодаря относительно невысоким промышленным выбросам, Сахалинской области удалось в экспериментальном порядке досрочно достичь углеродной нейтральности.

Как сообщил Валерий Лимаренко 2 августа на форуме в Южно-Сахалинске, Сахалинская область стала первым российским регионом, где, согласно официальному кадастру, объем поглощения парниковых газов превышает их выбросы. Это позволило региону досрочно объявить о достижении углеродной нейтральности.

Хотя окончательные результаты климатического эксперимента за 2025 год будут подведены лишь в 2026 году, Сахалин планирует активно поддерживать достигнутый углеродный баланс и искать новые способы его укрепления.

Максим Решетников, глава Минэкономики, отметил, что успешный опыт Сахалина может быть распространен на другие субъекты РФ, и ведомство готово оказать поддержку заинтересованным регионам. В настоящий момент климатическое регулирование остается «мягким» для бизнеса, поскольку предприятия уже сталкиваются с вызовами адаптации к санкциям. Тем не менее, министр подчеркнул важность разработки и внедрения более строгих механизмов, таких как квотирование и торговля выбросами парниковых газов, для будущего.

Сахалинский эксперимент по сокращению выбросов парниковых газов стартовал в 2022 году. Его целью является достижение углеродной нейтральности к концу 2025 года и формирование системы квотирования выбросов. В проекте участвуют 35 компаний, предоставляющих расширенную углеродную отчетность, на основе которой устанавливаются квоты. Эти квоты предприятия могут продавать или использовать для компенсации будущих выбросов. Согласно данным Минэкономики, объем формирующегося российского рынка квот составляет 266 тысяч тонн СО2-эквивалента. Примечательно, что в 2025 году уже учтено 131 тысяча углеродных единиц, что в восемь раз превышает показатель 2024 года.

Как отметил глава Минэкономики, климатическая повестка напрямую влияет на конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках и способность страны занимать лидирующие позиции в формировании новых отраслей. Речь идет о производстве товаров с низким углеродным следом, таких как алюминий, удобрения, продукция нефтехимии, литий, а также о развитии атомной, гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В настоящее время регулятор активно работает над созданием всей необходимой инфраструктуры для рынка углеродных единиц, включая верификацию отчетности и климатических проектов, а также реестр углеродных единиц. По словам министра, эта инфраструктура призвана интегрировать национальную систему в глобальную. Спецпредставитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев подчеркнул, что помимо оспариваемого ЕС трансграничного углеродного налога, аналогичные меры вводятся и в других странах. Примером служит Китай, где система торговли квотами уже действует для энергетического сектора и планируется к расширению. Подобные тенденции наблюдаются в Индии, Казахстане и Узбекистане. Эдельгериев предостерег, что в будущем страны, не внедрившие углеродное ценообразование, могут оказаться в невыгодном положении, поскольку другие государства будут вводить тарифы для защиты своих производителей, что может нанести ущерб российской экономике.

Приоритетом для российских властей является гармонизация подходов к климатическому регулированию со странами БРИКС. Цель — формирование общего рынка углеродных единиц и возможность торговли ими в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения РКИК ООН. Господин Эдельгериев подчеркнул необходимость работы над углеродным ценообразованием и поэтапного внедрения соответствующего регулирования, сроки которого определит Минэкономики.

Мнения экспертов: Стоит ли тиражировать сахалинский опыт?

Следует отметить, что регулятор стремится использовать климатическую повестку для укрепления технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности российских компаний на международной арене. Несмотря на то, что ранее Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН выражал опасения, что сахалинский эксперимент не приведет к достижению ключевых целей национальной климатической политики, Минэкономики не смущает наличие «шероховатостей». Досрочное достижение углеродной нейтральности предоставляет дополнительное время для доработки спорных аспектов до завершения эксперимента.