Разгаданы огненные ритуалы древних скифов и сарматов

Мировые новости » Разгаданы огненные ритуалы древних скифов и сарматов
Preview Разгаданы огненные ритуалы древних скифов и сарматов

Ученые Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) представили новые данные, раскрывающие тайны древних святилищ скифов и сарматов. Их исследование проливает свет на огненные ритуалы и жертвоприношения, которые, как выяснилось, были посвящены как культу предков, так и богам войны, включая редкие, но зафиксированные случаи человеческих жертвоприношений.

Это первое масштабное обобщение информации о степных святилищах, существовавших с VI века до нашей эры по IV век нашей эры, охватывающее весь период их активного использования этими древними кочевыми народами.

Профессор Сергей Яценко из РГГУ описал эти сооружения как круглые насыпи, схожие с курганами, окруженные земляными валами и рвами, распространявшиеся от Южного Урала до Днепровского региона.

Сарматское святилище IV в. нэ

Сарматское святилище IV в. н.э. — объект № 230 у бывшего боспорского Илурата. Керченский полуостров.

Яценко подчеркнул, что традиционно внимание археологов сосредоточено на могилах и курганах, тогда как поселения и святилища часто остаются без должного изучения. Он объяснил, что это происходит из-за сложности их идентификации: многие святилища, расположенные на территории курганных некрополей, ошибочно принимаются за разграбленные погребения, что ограничивает наши знания о повседневной жизни и духовном мире скифов и сарматов.

Трехостровская-скифское святилище

Трехостровское скифское святилище. Нижний Дон.

Анализ данных показал, что эти степные культовые места посещали небольшие группы людей, вероятно, члены одной семьи или соседствующие общины. Основное их предназначение заключалось в поклонении умершим предкам.

Помимо культа предков, были обнаружены святилища, посвященные богу войны, что было естественным для кочевых народов. В качестве примера приводится находка бронзовой статуэтки всадника на быке из святилища близ Курганинска (Краснодарский край) – образа, перекликающегося с Батразом, богом войны из нартовского эпоса алано-осетин. Артефакты из сарматских святилищ горных долин Южного Урала, такие как мечи, которым поклонялись или приносили в дар, также свидетельствуют о поклонении воинственным божествам.

Яценко также отметил, что эти культовые объекты часто располагались на видных местах – вершинах холмов или речных излучинах. Их структура включала священную ограду, символически отделяющую мир богов или мертвых от мира живых, а также земляные валы, рвы и центральный жертвенник, представлявший собой нагромождение камней или одиночный крупный камень для подношений.

Трехостровская, скифское святилище, Нижний Дон

Трехостровское скифское святилище, Нижний Дон.

Поражает масштаб некоторых святилищ, достигавших до 300 метров в диаметре. Сергей Яценко объяснил, что, несмотря на нехватку рабочих ресурсов в степных условиях, кочевники были готовы приложить значительные усилия для создания таких грандиозных сооружений, веря, что это необходимо для почитания богов и высших сил.

Ученые выявили, что в центре многих святилищ находились глубокие ямы для огненных ритуалов, где постоянно поддерживался мощный огонь, несмотря на сложности с добычей топлива в степной местности.

Археолог пояснил, что для кочевников огонь являлся священной, очищающей стихией, способной как созидать, так и уничтожать зло. Его рассматривали как дар свыше, частицу солнца и других космических сил. Эта древняя ираноязычная традиция почитания огня до сих пор жива у парсов – огнепоклонников, переселившихся из Ирана в Индию.

В качестве жертвоприношений богам обычно использовались части туш домашних животных (лошадей, овец), разнообразная утварь из глины, бронзы и дерева, а также элементы конской сбруи и вооружения. В некоторых святилищах были обнаружены человеческие черепа, что свидетельствует о крайне редких случаях человеческих жертвоприношений.

Яценко рассказал об особом отношении кочевников к человеческим черепам, которые считались вместилищем жизненной силы. Существовали практики, когда при осквернении могил череп отделялся от других костей для предотвращения мести покойного. Черепа могли использоваться как отдельные подношения или даже превращаться в ритуальные чаши для питья, с целью обретения силы.

Примечательно, что некоторые жертвенные предметы находили намеренно поврежденными – например, разбитая посуда или амфоры с отломанными ножками. Предполагается, что это делалось для того, чтобы предметы могли беспрепятственно перейти в мир духов и предков.

Эти уникальные святилища, раскинувшиеся на обширных территориях от Южного Урала до Правобережья Днепра, продолжают оставаться значимым источником для будущих археологических открытий и исследований.

Материал подготовлен на основе данных археологических исследований РГГУ.

© 2025. Все права защищены.