Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает распространить принципы федерального проекта «Чистый воздух» по нормированию выбросов на всю территорию страны. Этот подход может быть применен в любых населенных пунктах, где остро стоит проблема загрязнения атмосферы. Регионы получат право устанавливать индивидуальные цели по сокращению выбросов для промышленных и иных объектов, а также разрабатывать комплексные программы с четким указанием мероприятий, сроков и источников финансирования. Однако, несмотря на амбициозные планы, эффективность и методология текущего проекта «Чистый воздух» вызывают вопросы, а предложенный законопроект пока не содержит ясных критериев для принятия региональных решений о квотах.
Минприроды стремится найти баланс между самостоятельностью регионов в выборе загрязняющих веществ и источников выбросов для квотирования, и необходимостью унифицировать процедуру введения этих требований.
Всероссийский охват: новые правила для регионов
Федеральный проект «Чистый воздух» выходит за пределы городов с наиболее критической экологической ситуацией. Минприроды разработало поправки к федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха», призванные создать правовую основу для того, чтобы субъекты РФ могли устанавливать целевые показатели по снижению выбросов загрязняющих веществ для своих городов и территорий. Это будет реализовано по аналогии с системой квотирования, которая сейчас действует в рамках федерального проекта. Законопроект опубликован на портале regulation.gov.ru, и его вступление в силу запланировано на 1 сентября 2026 года.
Изначально проект «Чистый воздух» был нацелен на улучшение экологической обстановки и сокращение промышленных выбросов в самых загрязненных городах России. Список участников уже расширялся: сперва в него входили 12 крупных промышленных центров, а с 1 сентября 2023 года добавились еще 29 городов. Первые 12 участников обязаны сократить выбросы минимум на 20% от уровня 2017 года к концу 2026 года, а новые участники — вдвое к уровню 2020 года к концу 2036 года.
Помимо предоставления регионам права на самостоятельное введение квотирования выбросов, предложенные Минприроды поправки устанавливают единый порядок действий для определения целевых значений снижения. Регионы смогут определять приоритетные загрязняющие вещества и их источники, разрабатывать комплексные планы мероприятий по сокращению выбросов и формировать перечень объектов, которые обязаны выполнять эти требования. Важно отметить, что к источникам выбросов будут относиться не только промышленные предприятия, но и объекты коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Экологический контроль и финансирование
Законопроект также обязывает объекты I и II категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) включать целевые показатели выбросов загрязняющих веществ в свои комплексные экологические разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду. Эти данные станут частью экологической и промышленной отчетности. Разработчики признают, что принятие законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, но повлечет за собой расходы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как указано в пояснительной записке к документу, субъекты РФ уже имеют право устанавливать целевые показатели и сроки их снижения, однако отсутствие унифицированной процедуры препятствует эффективному применению этих норм. Действующий закон №95-ФЗ, регулирующий эксперимент по квотированию, содержит временные нормы, ограниченные периодом проведения эксперимента и узким перечнем городов. В Минприроды уточнили, что новый законопроект не только расширит охват квотирования, но и позволит применять этот механизм в городах-участниках федерального проекта после его завершения в 2030 году.
Вопросы и критика
Следует отметить, что проект «Чистый воздух» неоднократно подвергался критике за постоянные изменения условий эксперимента, дублирование норм, неполноту данных и несовершенство регулирования. В случае принятия предложенных Минприроды поправок, существующие методологические недостатки федерального проекта могут быть перенесены на все российские города. Например, система квотирования в рамках ФП «Чистый воздух» уже предъявляет разные требования к первым 12 городам-участникам и тем, кто присоединился позже.
«Изменения в третий раз меняют логику регулирования, предоставляя субъектам РФ право самостоятельно определять как целевые показатели, так и сроки их достижения. Получается, что эффективность пилотного проекта не оценена, а механизм уже тиражируется на всю страну с новыми правилами», — комментирует Ирина Демина, генеральный директор консалтинговой компании ENV.
По ее словам, объекты I категории НВОС, которые будут включены в систему целевого снижения выбросов, столкнутся с необходимостью разрабатывать дополнительные планы мероприятий, даже если у них уже есть утвержденные программы повышения экологической эффективности, а также расширять производственный экологический контроль на новые вещества. Кроме того, порядок установления целевых показателей и их верификации будет определяться самими субъектами. «Существует риск, что регионы могут устанавливать произвольные целевые показатели и сроки, чтобы успешно отчитываться об их достижении», — заключает госпожа Демина.
