Расширение экспортного потенциала Сибири и Дальнего Востока

Мировые новости » Расширение экспортного потенциала Сибири и Дальнего Востока
Preview Расширение экспортного потенциала Сибири и Дальнего Востока

В рамках рабочей поездки по Дальнему Востоку премьер-министр Михаил Мишустин провел в Чите совещание, посвященное стратегии развития экспорта зерна. Главная цель — увеличить объем экспорта до 80 миллионов тонн к 2030 году, значительно превысив текущие 53 миллиона тонн. Министерство сельского хозяйства видит значительный потенциал для роста в регионах Сибири и Дальнего Востока, особенно в контексте вовлечения новых сельскохозяйственных земель. Для достижения поставленных задач планируется развивать внутренние речные и мультимодальные логистические маршруты до морских портов, а также наращивать объемы поставок в Китай через Забайкалье. Однако это требует заключения соглашений с КНР о предоставлении России беспошлинных квот на импорт зерновых.

Председатель правительства России Михаил Мишустин на совещании о развитии экспорта зерна
Председатель правительства России Михаил Мишустин (в центре) на совещании о развитии экспорта зерна в здании правительства Забайкальского края.

На совещании также обсуждались общие национальные цели по увеличению экспорта агропромышленной продукции в полтора раза к 2030 году по сравнению с 2021 годом.

По расчетам Минсельхоза, достижение этой экспортной цели требует увеличения годового урожая зерновых до 170 миллионов тонн.

В текущем году Минсельхоз прогнозирует урожай зерна в объеме около 135 миллионов тонн, из которых 88-90 миллионов тонн придется на пшеницу. Предполагаемый экспорт зерновых в сезоне 2025/2026 оценивается в 53-55 миллионов тонн, включая 43-44 миллиона тонн пшеницы.

По словам главы Минсельхоза Оксаны Лут, ключевым условием для достижения национальных целей является активное вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот. Сибирь и Дальний Восток обладают двукратным преимуществом перед Центральной Россией по потенциалу таких земель. В настоящее время восточные регионы производят 18 миллионов тонн зерновых, но для достижения поставленных задач этот показатель должен вырасти до 22 миллионов тонн. Профицит зерна в Сибири и на Дальнем Востоке составляет 5-8 миллионов тонн, и с учетом ожидаемого роста урожая его можно довести до 11-12 миллионов тонн.

Однако удаленность Сибири от основных морских портов, через которые экспортируется 88% российского зерна, обусловливает необходимость диверсификации логистических маршрутов.

В настоящее время действует программа субсидирования железнодорожных перевозок сибирского зерна до портов. Михаил Мишустин подчеркнул, что в текущем году субсидии на такие перевозки из Сибири и Дальнего Востока были увеличены на треть, превысив 8 миллиардов рублей, что способствовало отгрузке более 1 миллиона тонн зерна. Минсельхоз выразил надежду на сохранение данного уровня поддержки. Ведомство также активно разрабатывает речные и мультимодальные транспортные маршруты (комбинация нескольких видов транспорта), запуск которых ожидается в следующем году после завершения тестирования.

Министр также отметила Казахстан как традиционное направление для экспорта зерна, где приграничная торговля обеспечивает поставки в объеме 2-3 миллионов тонн. Однако стабильность этих поставок зависит от рыночной конъюнктуры. Так, в прошлом году Казахстан, имея высокий собственный урожай, вводил ограничения на импорт, что прервало экспорт российских зерновых в эту страну.

Забайкальский край, ставший местом проведения совещания, рассматривается как ключевой логистический хаб для экспорта зерна в Китай, обеспечивающий короткое транспортное плечо для сибирских регионов.

Перед началом совещания премьер-министру была представлена работа зернового железнодорожного терминала, запущенного в 2022 году на границе Забайкальск (Россия) — Маньчжурия (Китай). Этот терминал является ключевым элементом проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия—Китай» и призван решить проблему несовпадения стандартов ширины железнодорожной колеи между двумя странами. Михаил Мишустин подчеркнул, что данный объект создает новые возможности для российских производителей, особенно из Сибири и Дальнего Востока, для выхода на международные рынки.

По оценкам Минсельхоза, забайкальский терминал с проектной мощностью в 8 миллионов тонн мог бы обеспечить вывоз до 80% профицита зерна из восточных регионов. Однако помимо логистических вопросов, серьезной преградой остаются высокие пошлины Китая на зерно, импортируемое вне квот. В связи с этим, как отметила министр, ключевым вопросом в переговорах с Пекином является выделение России беспошлинных квот на импорт зерна, поскольку текущие объемы поставок всех зерновых из РФ в КНР не превышают 1 миллиона тонн в год.