Минфин продлевает и меняет правила «пилота» из-за низкого интереса бизнеса
Минфин России вновь предлагает скорректировать сроки завершения пилотного проекта по внедрению таможенного мониторинга. Согласно опубликованному проекту поправок на портале regulation.gov.ru, планируется перенести дату окончания эксперимента почти на полтора года — с 1 ноября 2025 года на 31 марта 2027 года. Изменения также коснутся процедуры вступления в проект для проверенных поставщиков. Если ранее таможенный орган принимал решение о начале мониторинга в течение месяца, то теперь компаниям не придется ждать: при условии принятия поправок, поставщики будут автоматически включаться в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов сразу после предоставления доступа к своим системам учета товаров. Наиболее вероятной причиной задержки эксперимента считается малое количество участников со стороны бизнеса: в системе пока зарегистрировано всего два импортера.
Как пояснили в пресс-службе ФТС, очередной перенос необходим для уточнения «отдельных условий проведения эксперимента с учетом правоприменительной практики» и продления его действия. Это позволит участникам не подавать отчетность таможенным органам по итогам 2025 и 2026 годов.
Таможенный мониторинг является аналогом налогового мониторинга, который действует с 2013 года. В рамках этого режима компании добровольно предоставляют регулятору онлайн-доступ к своим системам учета. Взамен они освобождаются от выездных проверок. Участвовать в таможенном мониторинге могут уполномоченные экономические операторы, резиденты промышленных кластеров, а также юридические лица с низким уровнем риска нарушений, проводящие таможенные операции. Предоставленные данные сопоставляются с поданными декларациями, и компаниям направляются заключения о выявленных рисках. При необходимости компания должна устранить нарушения в установленный срок, иначе таможенный орган может провести проверку. Эксперты отмечают, что «пилот» призван отработать правила информационного обмена с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), усилить контроль за достоверностью декларирования и ускорить процесс оформления грузов.
Предложенные Минфином изменения также касаются порядка присоединения компаний к таможенному мониторингу. В настоящее время для вступления в режим требуется уведомить таможню и получить ее решение, но в новой редакции компании смогут стать участниками эксперимента сразу после подтверждения предоставления сведений в таможенную информсистему.
Впрочем, такое «косметическое» изменение вряд ли сможет существенно повысить интерес компаний к участию. По данным пресс-службы ФТС, в эксперименте на данный момент участвуют всего два уполномоченных экономических оператора.
Это компании ООО «Истра-Терминал» и ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» (дочерняя компания американской Procter & Gamble). На старте эксперимента ожидалось участие 5–10% всех УЭО, что составило бы не менее 20 компаний. В ФТС добавили, что еще несколько компаний проявили интерес, но окончательное решение об участии пока не приняли.
Малое количество участников пилотного проекта выглядит наиболее вероятной причиной его продления. Участники рынка подчеркивают, что для увеличения интереса к нему необходима большая предсказуемость в работе самой таможенной службы. Например, отнесение товаров к тем или иным кодам ВЭД напрямую влияет на размер таможенных платежей, при этом предсказать решения, принимаемые онлайн, бывает сложнее, чем при работе с проверенными таможенными постами в привычном офлайн-режиме.
