Стабилизация рынка на фоне роста цен и аварий на НПЗ
В условиях значительного повышения оптовых цен на бензин, вызванного сбоями на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), российское правительство приняло решение о продлении ограничений на экспорт топлива. Полный запрет, распространяющийся и на крупных производителей, сохранится в сентябре, а в октябре, возможно, будет касаться только трейдеров, нефтебаз и малых предприятий. По имеющимся данным, восстановление некоторых НПЗ может занять от одного месяца до полугода, при этом резервы для наращивания производства топлива исчерпаны.
Вице-премьер Александр Новак одобрил инициативу Минэнерго о продлении запрета на экспорт бензина на сентябрь, распространив его и на крупных производителей. Это решение было принято 14 августа по итогам совещания по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов. Для мелких участников рынка – трейдеров, нефтебаз и НПЗ с годовой мощностью менее 1 млн тонн – ограничения могут быть продлены и на октябрь.
Правительство пояснило, что целью продления запрета является поддержание стабильности на внутреннем топливном рынке в период пикового сезонного спроса и активных сельскохозяйственных работ.
Дополнительно, Александр Новак поручил Минэнерго, ФАС и Петербургской бирже разработать комплекс долгосрочных мер для стабилизации оптовых цен.
В конце июля, в ответ на рост биржевых цен, правительство уже вводило аналогичный запрет до 31 августа для крупных производителей бензина (свыше 1 млн тонн в год). До этого ограничения затрагивали только трейдеров, нефтебазы и меньшие производственные мощности.
Однако в начале августа, несмотря на действовавшие меры, оптовые цены на бензин продолжали расти из-за аварий на НПЗ. К 12 августа на Петербургской бирже стоимость бензина АИ-95 достигла рекордных 80,51 тыс. руб. за тонну, а АИ-92 — 70,48 тыс. руб. за тонну, почти повторив максимум сентября 2023 года (70,52 тыс. руб. за тонну).
Эксперты отрасли отмечают, что аварии значительно сократили объемы переработки, а восстановление мощностей НПЗ может занять от одного до шести месяцев. Все имеющиеся производственные мощности уже используются, и нарастить объемы выпуска топлива не представляется возможным.
13 августа оптовые цены на бензин начали снижаться. Минэнерго в тот же день объявило о мерах по стабилизации цен путем увеличения предложения. К 14 августа на Петербургской бирже АИ-92 подешевел на 0,15% до 69,96 тыс. руб. за тонну, а АИ-95 — на 0,13% до 78,09 тыс. руб. за тонну.
Ринат Фаттахов, вице-президент Российского топливного союза, подчеркивает, что такие меры, как запрет на экспорт, оказывают влияние на рынок с задержкой из-за особенностей отрасли. По его мнению, продление ограничений на сентябрь не дает мгновенного снижения цен, но способствует большей предсказуемости рынка и упрощает процесс планирования закупок, что является позитивным фактором в текущей ситуации.
Старший аналитик БКС Кирилл Бахтин считает, что временный запрет экспорта, хоть и менее эффективен в текущих условиях, все же является действенным инструментом.
Он объясняет, что нынешний летний дефицит предложения совпал с пиком потребления, и производство топлива ограничено как плановыми работами (на Омском, Куйбышевском, Новокуйбышевском НПЗ), так и незапланированными остановками.
Максим Дьяченко, управляющий партнер компании «Пролеум», указывает, что введение запрета не привело к увеличению предложения. Однако он подчеркивает, что без этих мер ситуация была бы значительно хуже, так как в период высокого спроса незапланированные остановки НПЗ создают серьезные проблемы. По его прогнозу, при отсутствии новых аварий, рынок может стабилизироваться к концу сентября.
Снижение экспорта дизельного топлива
Экспорт дизельного топлива из России в июле показал снижение.
По мнению Кирилла Бахтина, решение о продлении запрета на экспорт бензина для крупных производителей на октябрь будет определяться динамикой цен в первой половине сентября. Он считает целесообразным продление ограничений, если средняя оптовая цена бензина в августе лишь немного превысит июльскую. Аналитик предполагает, что власти стремятся к ценовым уровням начала июня, когда АИ-92 на Петербургской бирже стоил 57,31 тыс. руб., а АИ-95 — 60,98 тыс. руб. за тонну.
На фоне усложнившейся ситуации на топливном рынке правительство также рассматривает возможность расширения для нефтяных компаний условий получения демпферных выплат. Юрий Станкевич, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, сообщил 14 августа, что Госдума рассмотрит предложения по корректировке параметров топливного демпфера в сентябре. По информации отраслевых источников, предлагается увеличить диапазон на 5 процентных пунктов: до 15% для бензина и 25% для дизельного топлива. Вероятно, власти утвердят повышение порога отклонения оптовых цен с 1 августа, чтобы обеспечить нефтяным компаниям субсидии за текущий месяц. За первое полугодие 2025 года нефтяные компании уже получили 544,7 млрд рублей по этому механизму.
