Экономисты проанализировали ключевые факторы влияния на международные рынки

Доля Германии в мировом экспорте сокращается, что, по мнению экономистов Немецкого федерального банка, обусловлено не только снижением конкурентоспособности немецких товаров из-за жесткой конкуренции и высоких цен на энергию, но и уменьшением глобального спроса на ключевые экспортные категории. В новом исследовании предложен инновационный подход к оценке факторов, влияющих на привлекательность экспорта разных стран. В контексте торговых конфликтов, конкурентоспособность может страдать как от сокращения спроса, так и от ухудшения качества и удорожания предложения.
Филипп Майнен и Арне Нагенгаст, экономисты Немецкого федерального банка, представили в CEPR статью, где исследуют причины усиления или ослабления экспортной конкурентоспособности государств. Их методика основана на анализе динамики как предложения экспортной продукции, так и внешнего спроса. Они предлагают детализировать этот метод, разделяя факторы на связанные с предложением и спросом. В частности, изучается, ориентирован ли экспорт на растущие в спросе продукты (эффект спроса на продукт) или на расширяющих закупки партнеров (эффект спроса партнера). Также анализируется, как менялась конкурентоспособность страны в определенных товарных группах (эффект предложения продукта) или на конкретных рынках (эффект предложения партнера). Такой подход позволяет точно установить, что именно — изменения в секторах, на рынках или их комбинация — влияет на экспортные позиции страны.
Применяя свою методологию, эксперты объясняют последовательное сокращение доли Германии в мировом экспорте с 2017 года. Основной причиной этого тренда являются факторы предложения: за последние шесть лет конкурентоспособность немецких товаров снизилась в более чем 75% категорий. В частности, отмечается падение привлекательности высокотехнологичной, химической и металлургической продукции Германии, что связано с ростом цен на энергию, нарушениями в логистических цепочках и усиливающейся конкуренцией, особенно со стороны Китая. Кроме того, на ситуацию влияют и проблемы со спросом, так как немецкий экспорт сильно зависит от товаров, таких как автомобили и аэрокосмическая техника, глобальный спрос на которые в последние годы уменьшился.
Американские импортные пошлины также могут негативно сказаться на конкурентоспособности немецких товаров. На сегодняшний день тарифы на европейские автомобили, являющиеся важным экспортным продуктом Германии, достигают 27,5%. Снижение этих пошлин до 15% (по примеру других товаров) не гарантировано и зависит от готовности Еврокомиссии отменить все пошлины на американские промышленные товары и пойти на другие уступки. Следует отметить, что даже 15-процентные пошлины делают экспорт немецких автомобилей в США нерентабельным, а поиск альтернативных рынков сбыта потребует значительных ресурсов и времени.
Примечательно, что доля Китая в мировом экспорте в период с 2017 по 2023 год существенно не изменилась. Несмотря на то что китайская продукция, включая высокотехнологичные товары, часто превосходила конкурентов по качеству и цене, укрепляя тем самым конкурентоспособность предложения, этот рост был полностью компенсирован негативными факторами спроса, в частности, эффектом спроса партнера. Стратегия диверсификации экспорта, начатая еще во времена первого президентства Дональда Трампа, привела к переориентации поставок в страны с менее активным спросом, чем, например, в США. Эта тенденция, вероятно, усилится на фоне продолжающейся тарифной войны между Китаем и США.
