Новые директивы Белого дома направлены на повышение доли отечественных товаров в госзакупках
Минпромторг планирует обязать государственные компании, входящие в перечень стратегических, приобретать по офсетным контрактам только ту продукцию, которая включена в реестр российской промышленной продукции. Эти директивы, подтвержденные министерством, находятся на рассмотрении правительства. Ужесточение требований позволит регулятору более эффективно контролировать уровень локализации и фактический объем производства товаров в России, поставляемых по таким договорам. Ранее ведомство выражало обеспокоенность недостаточной локализацией, и новая мера призвана стимулировать производителей раскрывать данные о производстве для включения в реестр, тем самым обеспечивая доступ к рынку сбыта. Кроме того, это способствует расширению реестра и сокращению импорта, который разрешен лишь при отсутствии отечественных аналогов.

Представитель департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Вадим Митькин 12 сентября на конференции по госзакупкам сообщил, что директивы, требующие от госкомпаний из списка 91-Р (включающего таких гигантов, как «Газпром», «Роснефть», «Ростелеком») закупать по офсетным контрактам исключительно российскую продукцию из соответствующего реестра, ожидают подписи вице-премьера Александра Новака. Чиновник подчеркнул, что для Минпромторга, отвечающего за локализацию, крайне важно, чтобы по офсетным договорам поставлялась именно российская продукция, официально зарегистрированная в реестре. В министерстве подтвердили, что документ находится на утверждении в Белом доме, и его подписание ожидается в ближайшее время.
Офсетные контракты — это инструмент, действующий с 2016 года и регулируемый законом 44-ФЗ, который предусматривает гарантированный спрос со стороны госсектора на продукцию иностранных поставщиков технологий в обмен на регистрацию их бизнеса и создание производственных мощностей в РФ. Если для госзаказчиков по 44-ФЗ требование о наличии товаров в реестре уже обязательно, то теперь оно будет распространяться и на госкомпании, участвующие в формировании гарантированного спроса на продукцию офсетных поставщиков.
Ожидается, что запрет на поставки продукции, не включенной в реестр (который на 12 сентября 2025 года насчитывал почти 447 тысяч активных позиций), побудит офсетных производителей активнее регистрировать свою продукцию. Это расширение реестра поспособствует увеличению доли закупок отечественных товаров и сузит возможности для приобретения импортной продукции, которая допускается только при отсутствии российских аналогов.
Кроме того, регистрация в реестре предоставит Минпромторгу актуальные данные о фактической степени локализации производств. Ведомство ранее, в 2024 году, уже выражало обеспокоенность реальным уровнем локализации и разрабатывало меры по расширению данных, обязательных к предоставлению о товарах в реестре. На рынке также отмечались случаи замены отечественной продукции иностранной. Министерство тревожили расхождения между объемами закупок и фактическим производством в РФ, что вызывало подозрения в формальной локализации (например, только упаковки) или поставках импорта под видом российской продукции. В связи с этим первый заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков в феврале 2025 года заявил о планах по организации проверок при выявлении таких несоответствий.
