Минэкономики оценило результативность работы льготных режимов
Министерство экономического развития провело оценку результатов деятельности особых экономических зон (ОЭЗ) в России по итогам 2024 года. Согласно отчету, эффективность этих площадок с преференциальными условиями для инвесторов сохраняется на довольно высоком уровне, достигая около 90%, хотя этот показатель незначительно ниже, чем в предыдущие годы. Положительные тенденции в развитии ОЭЗ продолжаются: наблюдается увеличение объема инвестиций со стороны их резидентов (в 2024 году этот показатель составил 1,2 трлн рублей), а сумма налоговых и других обязательных платежей, перечисленных резидентами в бюджет, превышает как предоставленные им льготы, так и государственные расходы на создание инфраструктуры этих зон.
Минэкономики России подготовило аналитический отчет о работе особых экономических зон в 2024 году. На данный момент в стране функционируют 50 таких специализированных территорий. Оценка проводилась с использованием 25 различных критериев, среди которых результативность деятельности компаний-резидентов, рентабельность государственных вложений в инфраструктуру ОЭЗ и их вклад в достижение общенациональных целей развития.
По данным отчета, совокупный показатель эффективности ОЭЗ составил 90% из максимально возможных 100%. Эффективной считается зона, набравшая 80% и выше. Однако следует отметить снижение этого показателя по сравнению с прошлыми периодами: в 2023 году он был 92%, в 2022 году — 93,9%, а в 2021 году — 96,5%. Представители Минэкономики объясняют это снижением темпов роста тем, что значительная часть зон (20 из 50) была создана в период с 2020 по 2022 год. В оценку включаются зоны, действующие не менее года до отчетной даты (в данном случае до 1 июля 2023 года). Заместитель главы ведомства Святослав Сорокин подчеркивает, что новые ОЭЗ уже участвуют в рейтинге, но еще не достигли своей полной мощности, хотя инвесторы «активно приходят в новые зоны, запускают производства и вкладывают средства». В частности, затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в 2024 году выросли на 60%, превысив 35 млрд рублей.
По результатам 2024 года эффективными были признаны 28 из 50 ОЭЗ, а за весь период их существования — 30 зон. Максимальной оценки в 100% за последний год и за все время работы достигли преимущественно зоны, созданные давно: «Тольятти» (Самарская область), «Алабуга» (Татарстан), «Ступино-Квадрат» (Московская область), «Технополис» (Москва), а также сравнительно новая ОЭЗ «Иваново» (Ивановская область), созданная в 2021 году. Достаточно эффективными в прошлом году признаны 20 зон, а в целом за весь период — 19. В 2024 году неэффективными оказались две зоны: «Армхи и Цори» в Ингушетии и «Нягань» в Ханты-Мансийском автономном округе. ОЭЗ «Нягань» была официально создана только в 2023 году, находится на начальной стадии запуска и стала единственной зоной, получившей оценку «неэффективная» и по накопленному итогу.
Ключевые экономические показатели ОЭЗ демонстрируют уверенный рост. Объем инвестиций резидентов в 2024 году достиг 1,2 трлн рублей, что более чем в два раза превышает показатель предыдущего года (660 млрд рублей) и почти вдвое опережает запланированные значения. Совокупный объем инвестиций за все время существования зон оценивается в 2,7 трлн рублей, что составляет 82% от общего плана. Увеличилось и количество резидентов: в 2024 году было зарегистрировано 192 новые компании (по сравнению со 176 в 2023 году), что вдвое выше плановых показателей. Эти компании создали 25 тысяч новых рабочих мест (в 2023 году — 18,1 тысячи).
Согласно отчету, особые экономические зоны начали демонстрировать окупаемость для государственного бюджета с 2020 года, и эта тенденция сохраняется. Общая сумма обязательных платежей (налоги, таможенные сборы, страховые взносы), уплаченных резидентами по итогам 2024 года, составила 545 млрд рублей. Эта сумма на 78,4 млрд рублей превышает совокупные расходы государства на создание инфраструктуры зон (275 млрд рублей) и объем предоставленных резидентам льгот (192 млрд рублей). Примечательно, что такое превышение оказалось примерно в два раза больше, чем в 2022–2023 годах (36 млрд рублей).
Напомним, несколько лет назад Счетная палата высказывала критические замечания относительно эффективности ОЭЗ как инструмента регионального развития. С тех пор система ОЭЗ была реформирована: сокращено число типов зон, внедрен кластерный подход. Процесс адаптации и совершенствования продолжается. Например, правительство внесло в Госдуму законопроект, который предлагает ограничить размер налоговых льгот для резидентов различных преференциальных режимов, включая ОЭЗ, суммой их фактических капитальных вложений и расходов на НИОКР. Ожидается, что эта мера может способствовать повышению «окупаемости» особых экономических зон.
