21 августа в Казани состоялся форум, посвященный развитию малых городов, в котором приняла участие правительственная делегация под руководством премьер-министра Михаила Мишустина. Основной упор в обсуждениях был сделан на улучшение качества городской среды как ключевой движущей силы развития этих населенных пунктов. Однако, представители министерств и экспертное сообщество подчеркнули важность внедрения экономической модели в проекты благоустройства, чтобы они не только улучшали облик городов, но и привлекали инвестиции, обеспечивая приток средств в местные бюджеты.
Премьер-министр Михаил Мишустин регулярно участвует в подобных форумах по развитию малых городов, которые ежегодно проводятся в различных регионах, а в этом году площадкой стала Казань. Интерес федерального правительства к этой теме обусловлен стратегией пространственного развития России, нацеленной на уменьшение региональных различий и замедление миграции населения в мегаполисы. В рамках этой стратегии уже определены около двух тысяч ключевых населенных пунктов, преимущественно малых и средних, которые станут центрами государственной поддержки.
В своем выступлении на форуме Михаил Мишустин подчеркнул, что чем меньше город, тем больше вызовов стоит перед местными администрациями. Это включает устаревшую инфраструктуру, отток молодого населения, потерю специфических функций (например, в моногородах) и необходимость создания комфортной среды для граждан. Правительство предлагает комплексную систему поддержки, включающую как общие инструменты (такие как инфраструктурные кредиты и частичное списание бюджетных долгов регионов), так и специфические программы для малых городов, например, гранты на проекты благоустройства, предоставляемые по результатам конкурсов.
Александр Панин, руководитель Центра геодемографии и пространственного развития МГУ, обратил внимание на растущую тенденцию к переезду в малые населенные пункты. Он отметил, что, хотя пик этого процесса пришелся на пандемию, жители крупных городов по-прежнему проявляют интерес к покупке жилья за их пределами. В качестве примера он привел Алтай, ставший популярным местом, которое уже сравнивают со «второй Рублевкой». По мнению Панина, малые города обладают значительным потенциалом для развития инфраструктуры, в частности, благодаря концепции «15-минутного города», обеспечивающей быстрый доступ ко всем необходимым сервисам и объектам.
Однако, как эксперты, так и государственные служащие настойчиво рекомендовали регионам и муниципалитетам фокусироваться на экономическом аспекте развития малых городов. Заместитель министра строительства Алексей Ересько подчеркнул, что даже проекты благоустройства должны изначально содержать экономическую составляющую для привлечения капиталовложений, например, предусматривая коммерческие точки в парках. Заместитель главы Минвостокразвития Эльвира Нургалиева добавила, что для некоторых городов простое благоустройство является недостаточным, и необходимо переосмыслить их предназначение таким образом, чтобы они генерировали доходы для местных бюджетов. В качестве успешного примера она привела Владивосток, который успешно трансформировался из закрытого военного города в значимый туристический и логистический хаб.
Дмитрий Землянский, директор Центра пространственного анализа и региональной диагностики РАНХиГС, разделяет эту точку зрения, утверждая, что критически важно изучать причины оттока населения из малых городов, которые в основном связаны с недостатком рабочих мест, образовательных возможностей и некачественной городской средой. Хотя власти активно занимаются улучшением среды через проекты благоустройства, эксперт предупредил, что инвестиции могут не принести ожидаемого результата без одновременного развития образовательной инфраструктуры и создания экономических стимулов, способствующих пополнению городского бюджета. Этот аспект, по его словам, становится особенно актуальным в условиях сокращения государственной поддержки, например, для моногородов, чей перечень планируется уменьшить с 321 до 218.
