В рамках последнего, десятого по счету, исследования инновационного развития российских регионов, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, столица России, Москва, вновь заняла лидирующую позицию. В числе ведущих также оказались Республика Татарстан и Нижегородская область. Оценка проводилась по ряду ключевых критериев, включая условия, созданные региональными властями для инноваций, активность в этой сфере, научно-техническую базу, экспортный потенциал и качество проводимой инновационной политики. Результаты показывают, что разрыв между Москвой и большинством других субъектов Федерации по уровню инновационного развития продолжает увеличиваться.
Динамика рейтинга и ключевые показатели
Москва удерживает первенство уже в восьмой раз из десяти проведенных исследований. Татарстан поднялся на второе место, а Нижегородская область — на третье, в то время как Санкт-Петербург опустился с прежней второй на четвертую строчку. В рейтинге было проанализировано 85 регионов России, за исключением присоединенных территорий. Индекс инновационного развития для Москвы составил 0,6543, подчеркивая ее значительное превосходство над Татарстаном (0,5851), Нижегородской областью (0,5592) и Санкт-Петербургом (0,5521).
Группы регионов и нарастающий отрыв
Регионы были разделены на четыре группы в зависимости от степени их отставания от лидера. К первой, наиболее инновационной группе, помимо вышеупомянутой четверки, относятся Томская (0,5477) и Новосибирская (0,5277) области. Во вторую группу вошли 30 регионов, в третью — 37, а в четвертую — 12. Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также Республика Ингушетия, замыкают список, демонстрируя самые низкие показатели (0,1599, 0,1327 и 0,1298 соответственно). Аналитики отмечают, что доля регионов, отстающих от Москвы по инновационному развитию более чем на 40%, постоянно растет, тогда как количество регионов, уступающих ей умеренно (в пределах 40%), сокращается.
Преимущества столицы и вызовы для регионов
Москва выделяется высоким уровнем образовательного потенциала, цифровизации, объемами затрат на инновации и экспортом знаний. Столица также демонстрирует эффективную организацию научно-технической и инновационной политики и активное участие в общероссийских инициативах. Несмотря на это, в других регионах наблюдается рост числа консультативных органов при губернаторах, направленных на развитие науки и инноваций, что способствует улучшению координации и привлечению федеральной поддержки. Однако, по словам экспертов, объем этой поддержки уменьшается, что затрудняет полноценное инновационное развитие, требующее значительных финансовых и временных вложений. В ответ на это некоторые регионы активно внедряют новые преференциальные режимы, в частности, для промышленных кластеров.
