Минфин запросит министерства, могут ли компании скрывать данные для защиты от санкций
Министерство финансов предложило внести изменения в процесс принятия решений о том, какие компании могут получать право не раскрывать определенные сведения о себе. Согласно проекту поправок к постановлению правительства о режиме закрытия информации, опубликованному на regulation.gov.ru, в эту цепочку планируется включить отраслевые министерства.
Эта мера призвана найти баланс между интересами компаний, которым грозят иностранные санкции, и инвесторов, которым нужна полная информация для принятия решений о вложениях. Минфин выражает серьезную обеспокоенность ростом числа организаций, использующих право на сокрытие данных. Такая тенденция негативно сказывается на перспективах развития российского фондового рынка и препятствует планам по привлечению иностранных инвесторов. Включение профильных ведомств в процесс должно помочь ограничить необоснованное использование «контрсанкционной завесы».
В соответствии с предлагаемыми поправками, на профильные министерства будет возложена часть обязанностей по согласованию предоставления компаниям права скрывать определенные сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, которые находятся в ведении ФНС. Если ранее компания могла напрямую обратиться в Минфин, то после принятия поправок потребуется также направлять запрос в федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности данной компании. Роль отраслевого ведомства будет заключаться в подготовке обоснованного заключения о целесообразности разрешения юрлицу скрыть информацию, чтобы она не попала в открытый доступ и не стала основанием для расширения санкций.
Механизм предоставления права на сокрытие данных будет следующим:
- Получив обращение от компании, отраслевой регулятор формирует свое мнение о необходимости ее включения в перечень и направляет его в Минфин в течение 20 календарных дней.
- Министерство финансов принимает решение о наличии или отсутствии оснований для внесения компании в перечень, основываясь на позиции ответственного федерального органа, и только после этого направляет документ в правительство, а его копию — профильному ведомству.
- После принятия окончательного решения правительством, Минфин в течение трех дней уведомляет об этом отраслевой регулятор.
- Если федеральный орган считает, что оснований для включения компании в перечень нет, он сообщает об этом напрямую самой компании.
- Причиной для отказа в закрытии данных также послужит неполучение Минфином ответа от отраслевого регулятора — в этом случае обращение компании останется без рассмотрения, о чем ее уведомят в течение пяти дней.
Впервые режим «закрытия» данных и отчетности для отдельных юридических лиц был введен в 2014 году как мера противодействия санкциям. В 2019 году вступило в силу постановление, разрешающее не раскрывать информацию компаниям и банкам под санкциями. Параллельно был запущен режим «черного ящика» для закупок подсанкционных госкомпаний, чтобы защитить их контрагентов от вторичных санкций. В 2022 году, на фоне ужесточения санкционного давления после начала военной операции на Украине, власти расширили возможности для сокрытия данных, создав перечень лиц, которые не только находятся под санкциями, но и могут попасть под них в будущем.
Однако, с момента расширения возможностей для сокрытия информации, Минфин стал опасаться возможных злоупотреблений этим правом со стороны компаний.
В связи с этим, летом 2022 года были уточнены требования к претендентам на включение в перечень: для подтверждения подсанкционного статуса их обязали подавать заявление в министерство, а после снятия ограничений — снова делать данные публичными. На фоне постепенного ограничения доступа к сведениям о юридических и физических лицах, эксперты высказывали опасения относительно нарушения прав инвесторов на получение информации об эмитентах.
В частности, о важности открытых данных для стимулирования инвестиций в российский фондовый рынок неоднократно говорила глава Банка России Эльвира Набиуллина, подчеркивая, что «без раскрытия информации инвестиций не будет».
Поиск компромисса в этой области продолжается уже несколько лет. Одним из шагов стало постановление правительства от 2 июля 2023 года, которое внесло ясность в возможности компаний сохранять информацию в тайне. С одной стороны, оно ограничило право полного сокрытия данных, с другой — расширило круг лиц, имеющих на это право, включив, помимо подсанкционных банков и компаний, игроков из Крыма и новых регионов, а также эмитентов, чьи данные могут повлиять на безопасность представителей указанных категорий. Кроме того, был расширен перечень сведений, которые можно не публиковать. Несмотря на некоторые уточнения, эксперты не увидели в этих поправках решения проблемы информационного дефицита и даже допускали, что они могут спровоцировать увеличение количества санкций.
Учитывая это, в феврале 2025 года Минфин предпринял более решительные шаги по сокращению возможностей компаний скрывать данные, заявив о намерении возобновить доступ к закрытой информации в случае отсутствия достаточных оснований для ее нераскрытия.
Как отмечалось ранее, этот шаг мог стать первым на пути к возвращению российской экономики к «рыночной нормальности». Новые поправки, вероятно, являются продолжением этого курса. Это выглядит особенно логичным на фоне недавнего указа, направленного на расширение доступа новых иностранных инвесторов на российский рынок. Постоянное отсутствие возможности оценить перспективы своих вложений будет отпугивать даже тех иностранных инвесторов, кто готов принять риски, от вложений в российские ценные бумаги.
