Минпромторг ужесточает требования к СПИК для иностранных инвесторов

Мировые новости » Минпромторг ужесточает требования к СПИК для иностранных инвесторов
Preview Минпромторг ужесточает требования к СПИК для иностранных инвесторов

Министерство промышленности и торговли РФ проводит реформу системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), разработав проект постановления, усиливающий требования к участникам. Ключевые изменения включают ужесточение контроля за реализацией проектов и установление лимита в 49% на долю иностранного капитала в рамках СПИК 1.0. Хотя условия действующих контрактов останутся прежними, целью нововведений является переориентация механизма на привлечение российских и дружественных иностранных инвесторов, а также обеспечение российского контроля над производственными мощностями и технологиями.

Проект постановления Минпромторга направлен на ужесточение требований как к инвесторам, так и к самим проектам, реализуемым через СПИК. Предлагаемые поправки затрагивают ключевые нормативные акты, регулирующие специнвестконтракты (постановления №708 от 16 июля 2015 г. и №1048 от 16 июля 2020 г.). Основная цель ведомства — гарантировать строгое выполнение инвесторами обязательств по локализации производства и предотвратить получение господдержки проектами, где ключевой выгодоприобретатель — иностранное юридическое или физическое лицо.

Что такое СПИК?

Специальные инвестиционные контракты (СПИК) — это инструменты государственной промышленной политики, представляющие собой договоренности между инвесторами и государством. В рамках таких контрактов компании обязуются реализовать инвестиционный проект, а государство, в свою очередь, гарантирует стабильные условия для бизнеса и предоставляет меры поддержки. Существуют две основные разновидности СПИК:

  • СПИК 1.0: Ориентирован на создание или модернизацию производств с инвестициями от 750 млн рублей. Отбор проектов происходит по заявительному принципу.
  • СПИК 2.0: Направлен на внедрение конкретных технологий для организации серийного выпуска промышленной продукции. Проекты отбираются на конкурсной основе и не имеют минимального порога инвестиций.

По данным Фонда развития промышленности, на данный момент заключено 109 СПИК на общую сумму более 2,3 триллиона рублей.

Проект постановления Минпромторга ужесточает требования к планам реализации инвестиционных проектов, предписывая их точную синхронизацию с графиками технологических и производственных процессов, а также указание конкретных сроков (квартал и год). Кроме того, уточняется методика оценки заявок на СПИК по критерию «технологический уровень локализации» и детализируется формула расчета штрафов за невыполнение инвестором своих обязательств.

Также предлагается установить лимит на суммарную долю иностранного участия в проектах СПИК 1.0 (создание и модернизация производств) — она не должна превышать 49%. Для инвесторов из офшорных зон порог остается прежним — 25%. Для СПИК 2.0 подобные ограничения не предусмотрены, так как этот механизм уже подразумевает строгий конкурсный отбор, привязку к утвержденному перечню технологий и тщательную проверку структуры собственности.

Поясняя это решение, представители Минпромторга сообщили, что Россия стремится поддерживать бизнес, не находящийся под контролем иностранного капитала. Подчеркивается, что контроль над проектом со стороны российских участников способствует наиболее полному выполнению обязательств по СПИК.

Порядок заключения СПИК останется без изменений.

Вадим Аникин, руководитель проектов Strategy Partners, отмечает, что односторонний пересмотр условий уже заключенных СПИК невозможен без изменения нормативно-правовой базы, поскольку это нарушило бы предоставленные инвесторам гарантии. Он поясняет, что СПИК предоставляет доступ к рынку (например, в сфере локализации такси) или значительно снижает барьеры для освоения новой продукции. Если ранее этот инструмент активно использовался иностранными инвесторами из развитых стран, то после введения санкций с 2022 года СПИК стал преимущественно механизмом поддержки российских компаний и инвесторов из дружественных государств. Аникин подчеркивает, что речь идет не об отказе от СПИК, а о его адаптации. «СПИК остаётся приоритетным инструментом, но с усилением фокуса на прозрачность и долгосрочное управление,» — комментирует он. Интерес к механизму по-прежнему высок. Наталья Никитина, директор департамента налогового и юридического консультирования Kept, добавляет, что это связано, в частности, с совместимостью СПИК с другими мерами поддержки, такими как соглашения о защите и поощрении капиталовложений и льготное финансирование.

Таким образом, в условиях ограничений на доступ к западным технологиям, перенастройка механизма СПИК направлена на привлечение инвесторов из дружественных стран, в первую очередь, из Китая. При этом Минпромторг планирует более строго контролировать процесс внедрения этих технологий, добиваясь их трансфера под управлением российских инвесторов и требуя от них неукоснительного выполнения заявленных планов.

Анна Королева, Олег Сапожков