Минприроды предлагает новые подходы к финансированию отрасли отходов

Мировые новости » Минприроды предлагает новые подходы к финансированию отрасли отходов
Preview Минприроды предлагает новые подходы к финансированию отрасли отходов

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обнародовало два проекта постановлений правительства, призванных значительно изменить механизмы государственного финансирования сферы обращения с отходами. Эти инициативы предусматривают использование новых источников и схем распределения средств.

Использование средств экологического сбора

Одно из ключевых предложений заключается в предоставлении Росприроднадзору права расходовать средства экологического сбора на покрытие своих общих операционных расходов. Изначально этот сбор предназначен для финансирования контроля за процессом утилизации отходов предприятиями. Однако, по мнению министерства, в условиях текущей бюджетной политики и сложности выделения затрат, непосредственно связанных с контрольными функциями, целесообразно направлять весь объем поступающего экосбора на финансирование деятельности службы в целом. Экологический сбор является обязательным платежом для компаний, не осуществляющих самостоятельную утилизацию своей продукции и упаковки в рамках механизма расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП).

Изображение по теме финансирования отрасли отходов

Поддержка региональных операторов

Второй проект постановления нацелен на укрепление финансовой стабильности новых региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Государственному оператору отрасли, ППК «Российский экологический оператор» (РЭО), предлагается разрешить использовать бюджетные средства, выделенные на инфраструктурное обеспечение отрасли в рамках федерального проекта, для предоставления оборотных займов своим дочерним и внучатым компаниям, выступающим в роли регоператоров. Этот шаг является логичным продолжением ранее признанной «рабочей» схемы, при которой ППК РЭО приобретает доли в проблемных регоператорах для восстановления их контроля и операционной способности.

Министерство обосновывает такую потребность анализом деятельности новых регоператоров, которые несут значительные первоначальные расходы на закупку техники, оборудования, строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, а также покрытие текущих операционных затрат. При этом поступления от выставленных счетов поступают с задержкой до нескольких месяцев. Кроме того, при смене регоператора нередко снижается собираемость платежей. В результате нехватка оборотных средств в первый год работы может составлять объем выручки, необходимый для покрытия расходов в течение 3–3,5 месяцев.

Отсутствие доступа к коммерческим кредитам для новых регоператоров делает государственные займы критически важными. Без этой поддержки возникает риск ухудшения качества предоставляемых услуг вплоть до полной остановки работы. Учитывая срочность проблемы, министерство настаивает на немедленном вступлении постановления в силу после опубликования для оперативного оказания финансовой помощи отрасли.

Изменение субсидирования утилизации

Параллельно предлагается пятикратно сократить субсидируемый государством объем утилизации отходов специализированными компаниями – с 50 тысяч до 10 тысяч тонн в год. Это изменение связано с запуском нового обязательного реестра утилизаторов, который предусматривает проверку их производственных мощностей. Ведомство предполагает, что на начальном этапе этот реестр будет содержать ограниченное количество компаний, чьи мощности будут в значительной степени востребованы производителями и импортерами в рамках их обязательств по РОП. В связи с этим снижение объема утилизации, субсидируемого государством, не окажет негативного влияния на деятельность утилизаторов.