Минфин предложил ввести НДС на товары из-за рубежа, купленные через интернет

Мировые новости » Минфин предложил ввести НДС на товары из-за рубежа, купленные через интернет
Preview Минфин предложил ввести НДС на товары из-за рубежа, купленные через интернет

Зарубежные интернет-покупки обложат НДС

Министерство финансов РФ внесло предложение о введении налога на добавленную стоимость (НДС) на импортные товары, приобретаемые частными лицами через онлайн-платформы (как российские, так и зарубежные) с 2027 года. Планируется, что ставка НДС будет увеличиваться постепенно: с 5% в 2027 году до 20% к 2030 году. Эти изменения затронут все товары, ввозимые в Россию через интернет-покупки, независимо от их стоимости — как те, что соответствуют текущему беспошлинному порогу в €200, так и более дорогостоящие. Участники рынка электронной коммерции положительно оценивают поэтапное внедрение налога, считая, что это облегчит адаптацию к новым условиям. По мнению экспертов, такие поправки могут помочь в борьбе с нелегальным импортом и значительно пополнить государственный бюджет за счет оборотов международной онлайн-торговли.

Министерство финансов разработало законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс. Документ предусматривает постепенное введение НДС на товары, приобретаемые гражданами на онлайн-площадках и в интернет-магазинах из стран, не входящих в ЕАЭС (то есть, кроме России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана). Согласно предложению, с 2027 года ставка НДС составит 5% от стоимости товара (включая таможенную пошлину, если таковая имеется). К 2028 году она достигнет 10%, в 2029-м — 15%, а к 2030-му — 20%.

Эти новые правила будут применяться ко всем товарам, приобретаемым онлайн, вне зависимости от их стоимости — как к тем, что укладываются в текущий беспошлинный порог ЕАЭС в €200, так и к более дорогим позициям, облагаемым таможенной пошлиной (которая сейчас составляет 15%, но планируется к снижению до 5%). По законопроекту Минфина, роль налоговых агентов, ответственных за сбор НДС с граждан, будет возложена на российские и зарубежные маркетплейсы, а также интернет-магазины (или их посредников), осуществляющие продажи в РФ. Декларации должны будут подаваться в электронном виде, а Федеральная налоговая служба получит доступ к таможенным данным об онлайн-заказах для контроля за полной уплатой налога при ввозе товаров.

Стоит отметить, что с 1 июля 2024 года обязанность по уплате НДС при продаже товаров через онлайн-площадки российским потребителям уже распространяется на все компании из стран ЕАЭС. Минфин обосновывает новые изменения необходимостью привести законодательство в соответствие с поправками к договору о Таможенном кодексе ЕАЭС, которые выделяют электронную торговлю в отдельную категорию. Ведомство подчёркивает, что развитие этой сферы привело к появлению в странах союза онлайн-площадок с объёмами продаж, сравнимыми с крупными розничными сетями. Выбор 2027 года для введения НДС на интернет-продажи обусловлен тем, что подобные изменения могут вступать в силу не ранее следующего налогового периода после начала действия соответствующих корректировок договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, что исключало их введение в 2026 году.

Важно отметить, что Минфин впервые выдвинул идею об обложении налогом зарубежных товаров, приобретаемых онлайн, около года назад. Однако тогда предложение не включало переходный период, что вызвало значительное беспокойство среди участников рынка, опасавшихся сокращения объемов трансграничной торговли. Нынешний предложенный механизм, включающий поэтапное повышение ставки, в целом устраивает маркетплейсы. Представители «Вайлдберриз» заявили, что удалось найти «сбалансированное решение, особенно в части постепенного повышения ставки НДС, что позволит смягчить адаптацию рынка к изменениям». В компании считают, что эти изменения не повлияют существенно на ассортимент иностранных товаров на российских онлайн-платформах. Тем не менее, «Вайлдберриз» подчеркивает, что развитие международного направления по-прежнему будет сопровождаться приоритетной поддержкой отечественных производителей.

В Ozon также выразили поддержку унификации правил для рынка и подчеркнули, что постепенное введение НДС поможет минимизировать потенциальные негативные эффекты. По мнению компании, резкое изменение могло бы привести к «падению рынка и неконтролируемому переходу торговли в нелегальные каналы». В Ozon также отметили, что после введения НДС крайне важно будет сократить сроки доставки трансграничных товаров, возможно, за счет использования бондовых складов, чтобы сохранить их конкурентоспособность.

Наталья Хобракова, партнер компании Б1, считает, что плавное увеличение ставки НДС поможет предотвратить резкий скачок цен и в конечном итоге создаст почти равные условия для онлайн-продавцов из стран ЕАЭС и государств, не входящих в союз. Однако она добавляет, что для товаров, облагаемых таможенными пошлинами, рост стоимости будет более ощутимым. Данил Садовский из юридической фирмы МЭФ LEGAL в свою очередь полагает, что данный законопроект является эффективным инструментом для борьбы с нелегальным импортом и средством пополнения государственного бюджета за счет значительных объемов международной онлайн-торговли.

Старший налоговый консультант Tax Compliance, Анастасия Аржанова, указывает на то, что на маркетплейсы ляжет дополнительная административная нагрузка в связи с выполнением функций налогового агента. Она подчеркивает, что «поскольку НДС является косвенным налогом, основное финансовое бремя ляжет на конечных покупателей, которые столкнутся с повышением цен. В то же время маркетплейсам придется искать пути для минимизации негативного воздействия на потребительский спрос.»

Татьяна Кофанова, партнер департамента налогов и права ДРТ, отмечает, что некоторые положения законопроекта требуют уточнений. Например, в документе не выделена категория социально значимых товаров, для которых обычно применяется льготная ставка НДС в 10%. Кроме того, возникает вопрос о соответствии финальной ставки в 20% к 2030 году, предусмотренной законопроектом для импортных покупок, с возможным ростом общей ставки НДС до 22% уже с 2026 года.

Вероятность двойного налогообложения для приобретаемых товаров существует, хотя и считается невысокой. По мнению Данила Садовского, многие страны, включая Китай, применяют нулевую ставку НДС для экспортируемых товаров. Однако он не исключает, что в случаях, когда НДС или аналогичные налоги взимаются в стране-экспортере, двойное налогообложение может возникнуть.