Минэкономики РФ предлагает регионам типовой закон о креативном бизнесе

Мировые новости » Минэкономики РФ предлагает регионам типовой закон о креативном бизнесе
Preview Минэкономики РФ предлагает регионам типовой закон о креативном бизнесе

Министерство экономического развития Российской Федерации, в партнерстве с Центром стратегических разработок (ЦСР), представило регионам типовой проект закона, призванный стандартизировать регулирование и стимулировать развитие креативных индустрий. Этот шаг обусловлен тем, что лишь 37 субъектов РФ на данный момент имеют собственное законодательство в этой сфере. Без единой нормативной базы невозможно обеспечить эффективную поддержку «творческого» бизнеса, хотя к 2030 году планируется увеличить его долю в ВВП страны с текущих 4,1% до 6%.

Изображение, связанное с креативными индустриями

Представители Минэкономики сообщили, что ведомство в сотрудничестве с ЦСР разработало типовой региональный закон, нацеленный на развитие креативного сектора.

Заместитель министра Татьяна Илюшникова подчеркнула, что основная цель нового закона — помочь регионам эффективно внедрить федеральные нормы по развитию креативной экономики и создать благоприятные условия для ее сбалансированного роста.

Стоит отметить, что, по данным Росстата, вклад креативного бизнеса в ВВП России в 2024 году достиг 4,1% (7,5 трлн рублей). Правительство планирует довести этот показатель до 6% к 2030 году, чему должна способствовать государственная поддержка. Согласно Федеральному закону №330-ФЗ от 8 августа 2024 года, полномочия по поддержке творческих индустрий были делегированы региональным властям.

Что относится к креативным индустриям?

Креативные индустрии охватывают более 50 видов деятельности в 16 ключевых областях. Среди них:

  • Народные художественные промыслы и арт-индустрия;
  • Сохранение культурного наследия;
  • Индустрия досуга и развлечений;
  • Мода и издательское дело;
  • Сценические искусства;
  • Кинематограф, производство телеконтента;
  • Разработка программного обеспечения и видеоигр;
  • Медиа и СМИ;
  • Реклама и PR;
  • Дизайн, архитектура и градостроительство;
  • Гастрономия и музыка.

Глава Минэкономики Максим Решетников ранее подчеркивал, что для эффективной поддержки креативных индустрий регионам необходимы не только специализированные инструменты (такие как знания, инфраструктура и адресные решения), но и прочные институциональные механизмы управления этим сектором. Министерство активно призывало субъекты РФ к разработке собственной законодательной базы и созданию системы поддержки творческих индустрий. В настоящее время поддержка распределена неравномерно: согласно данным Минэкономики, около 80% выручки компаний креативного сектора приходится всего на десять регионов.

Татьяна Караваева, заместитель руководителя ЦСР, отметила, что базовый закон о развитии креативных индустрий действует только в 37 регионах. В ЦСР выражают надежду, что предложенный модельный документ значительно облегчит работу остальным субъектам РФ, унифицируя федеральные и региональные подходы к развитию сектора.

Модельный проект закона основан на федеральном законодательстве и успешном опыте регионов-лидеров в данной сфере. Он четко определяет полномочия региональных властей в развитии креативных индустрий. В частности, законодательные органы будут отвечать за принятие и контроль профильных законов, а администрации субъектов РФ — за утверждение нормативных актов, госпрограмм, направленных на стимулирование роста сектора, и назначение ответственного ведомства.

Семь направлений финансовой поддержки

Документ также детализирует финансовые меры поддержки по семи основным направлениям:

  1. Предоставление безвозвратных субсидий и грантов;
  2. Выдача кредитных гарантий и поручительств;
  3. Возвратное финансирование (займы, микрозаймы, кредиты);
  4. Финансовая аренда (лизинг);
  5. Помощь через социальные контракты;
  6. Инвестиции в капитал;
  7. Создание системы мер стимулирования негосударственной поддержки.

В дополнение к основному закону, Минэкономики и ЦСР разработали проект модельного подзаконного акта, который устанавливает критерии для отнесения физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей к субъектам креативных индустрий, а также определяет порядок подтверждения этого статуса и ведения соответствующего реестра.