Министерство экономического развития Российской Федерации, в партнерстве с Центром стратегических разработок (ЦСР), представило регионам типовой проект закона, призванный стандартизировать регулирование и стимулировать развитие креативных индустрий. Этот шаг обусловлен тем, что лишь 37 субъектов РФ на данный момент имеют собственное законодательство в этой сфере. Без единой нормативной базы невозможно обеспечить эффективную поддержку «творческого» бизнеса, хотя к 2030 году планируется увеличить его долю в ВВП страны с текущих 4,1% до 6%.

Представители Минэкономики сообщили, что ведомство в сотрудничестве с ЦСР разработало типовой региональный закон, нацеленный на развитие креативного сектора.
Заместитель министра Татьяна Илюшникова подчеркнула, что основная цель нового закона — помочь регионам эффективно внедрить федеральные нормы по развитию креативной экономики и создать благоприятные условия для ее сбалансированного роста.
Стоит отметить, что, по данным Росстата, вклад креативного бизнеса в ВВП России в 2024 году достиг 4,1% (7,5 трлн рублей). Правительство планирует довести этот показатель до 6% к 2030 году, чему должна способствовать государственная поддержка. Согласно Федеральному закону №330-ФЗ от 8 августа 2024 года, полномочия по поддержке творческих индустрий были делегированы региональным властям.
Что относится к креативным индустриям?
Креативные индустрии охватывают более 50 видов деятельности в 16 ключевых областях. Среди них:
- Народные художественные промыслы и арт-индустрия;
- Сохранение культурного наследия;
- Индустрия досуга и развлечений;
- Мода и издательское дело;
- Сценические искусства;
- Кинематограф, производство телеконтента;
- Разработка программного обеспечения и видеоигр;
- Медиа и СМИ;
- Реклама и PR;
- Дизайн, архитектура и градостроительство;
- Гастрономия и музыка.
Глава Минэкономики Максим Решетников ранее подчеркивал, что для эффективной поддержки креативных индустрий регионам необходимы не только специализированные инструменты (такие как знания, инфраструктура и адресные решения), но и прочные институциональные механизмы управления этим сектором. Министерство активно призывало субъекты РФ к разработке собственной законодательной базы и созданию системы поддержки творческих индустрий. В настоящее время поддержка распределена неравномерно: согласно данным Минэкономики, около 80% выручки компаний креативного сектора приходится всего на десять регионов.
Татьяна Караваева, заместитель руководителя ЦСР, отметила, что базовый закон о развитии креативных индустрий действует только в 37 регионах. В ЦСР выражают надежду, что предложенный модельный документ значительно облегчит работу остальным субъектам РФ, унифицируя федеральные и региональные подходы к развитию сектора.
Модельный проект закона основан на федеральном законодательстве и успешном опыте регионов-лидеров в данной сфере. Он четко определяет полномочия региональных властей в развитии креативных индустрий. В частности, законодательные органы будут отвечать за принятие и контроль профильных законов, а администрации субъектов РФ — за утверждение нормативных актов, госпрограмм, направленных на стимулирование роста сектора, и назначение ответственного ведомства.
Семь направлений финансовой поддержки
Документ также детализирует финансовые меры поддержки по семи основным направлениям:
- Предоставление безвозвратных субсидий и грантов;
- Выдача кредитных гарантий и поручительств;
- Возвратное финансирование (займы, микрозаймы, кредиты);
- Финансовая аренда (лизинг);
- Помощь через социальные контракты;
- Инвестиции в капитал;
- Создание системы мер стимулирования негосударственной поддержки.
В дополнение к основному закону, Минэкономики и ЦСР разработали проект модельного подзаконного акта, который устанавливает критерии для отнесения физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей к субъектам креативных индустрий, а также определяет порядок подтверждения этого статуса и ведения соответствующего реестра.
