Министерство экономического развития завершает подготовку нормативных актов, необходимых для реализации закона «О технологической политике». Этот закон призван интегрировать развитие технологий в стратегическое планирование Российской Федерации, предоставляя государству возможность поддерживать не конкретные производства, а сами методы и процессы производства, начиная от идеи и заканчивая готовым продуктом, с целью насыщения внутреннего рынка. Важнейшим документом в этом пакете стал проект постановления правительства, устанавливающий целевые показатели в области технологического лидерства и определяющий уровни среднесрочного и долгосрочного технологического развития в различных секторах экономики. Помимо перечня этих показателей, документ содержит правила их расчета и методологию мониторинга прогресса в достижении поставленных целей. По сути, в условиях, когда открытая конкуренция на мировом рынке недоступна для российской технологической продукции, предлагается внутренняя система состязания с лучшими образцами западных технологий, отобранными властями по специализированным методикам.
Проект постановления Белого дома о целевых показателях в сфере технологической политики РФ был разработан Минэкономики для обеспечения «суверенного» технического прогресса в условиях изоляции страны от мировой экономики. Этот документ детально описывает цели по достижению «технологического лидерства», методы их расчета и порядок мониторинга выполнения поставленных задач.
Минэкономики предлагает определять «технологическое лидерство», основываясь на оценках уровня технологической независимости и степени технологического превосходства России над зарубежными аналогами.
Отраслевые целевые показатели, также определенные этим постановлением, будут применяться для контроля за промышленным прогрессом. Ответственность за этот прогресс распределена: Минэкономики отвечает за общие федеральные показатели, а профильные министерства — за ход отраслевой трансформации. Текущие уровни технологической независимости и превосходства над зарубежными аналогами будут ежегодно рассчитываться Минэкономики, начиная с 1 января 2026 года; ежегодное обновление также предусмотрено для отраслевых мониторингов.
Что изменится в оценке прогресса?
Поясняя логику изменений, представители Минэкономики приводят пример авиастроения. Если ранее выделение средств на разработку авиационных технологий было ориентировано на отдельные проекты, и каждый раз использовались новые методики оценки, то теперь подход изменился. «Мы декомпозируем самолет на составляющие, анализируем, какие технологии необходимы для каждой из них, а также для сборки всего изделия. Затем оцениваем, что у нас есть, а чего нет. Так мы определяем текущий уровень технологической независимости и направляем усилия на его повышение», — объясняют в министерстве.
«Может быть принято решение о достижении абсолютного лидерства, например, создание лучшего в мире самолета определенного типа, — продолжают в ведомстве. — В этом случае уровень технологического лидерства будет рассчитываться путем сравнения с аналогами по новой, унифицированной методике. Будет введена четкая и строгая система показателей, в рамках которой все участники будут работать, увязывая результаты с доступными ресурсами». Для сравнения планируется использовать один зарубежный аналог — «абсолютного лидера рынка в аналогичном сегменте», по которому возможно сопоставление по 2-5 ключевым показателям. Проверку показателей, рассчитанных Минэкономики, будет осуществлять президиум комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию, возглавляемый первым вице-премьером Денисом Мантуровым, а отраслевые показатели будут верифицировать сами ведомства.
Эксперты отмечают, что в мировой практике одним из наиболее распространенных индикаторов технологического развития в подобном планировании является объем экспорта готовой продукции. Внешние рынки в этом контексте служат проверкой качества: для завоевания международных позиций товары должны демонстрировать технологическое превосходство. Однако, после 2022 года российский экспорт находится под значительным политическим давлением и в краткосрочной перспективе вряд ли сможет адекватно отражать уровень технологического развития страны. Это обстоятельство, наряду с текущей структурной перестройкой экономики и стремлением к экономии ресурсов, побуждает власти к унификации оценки прогресса и к ориентации на заранее отобранные лучшие мировые аналоги.
Следует отметить, что основные сложности в процессе создания необходимых для России технологий по-прежнему связаны с дефицитом «длинных» денег и нечетким распределением рисков между государством и бизнесом. Особое опасение вызывает потенциальное будущее открытие российского рынка миру, что может привести к невозвратности инвестиций в «суверенные» технологии. В условиях такой неопределенности поиск и внедрение технологий, остро необходимых промышленности уже сейчас, будут осуществляться властями в «проектном» режиме.
