Проекты бюджетов внебюджетных фондов сформированы с разным знаком
В 2026–2028 годах бюджет Социального фонда впервые будет профицитным благодаря значительному росту номинальных зарплат в 2023–2024 годах, с которых уплачиваются страховые взносы. Однако бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), напротив, будет дефицитным на протяжении всего трехлетнего периода.
Правительство внесло в Государственную Думу проекты бюджетов Социального фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на ближайшие три года в рамках общего бюджетного пакета.
Бюджет Социального фонда: Профицит
В 2026 году ожидается, что доходы Социального фонда достигнут 19,1 трлн рублей (8,1% ВВП), а расходы — 18,7 трлн рублей, что приведет к профициту в 338 млрд рублей. Прогнозируется сохранение профицита в последующие годы: 235 млрд рублей в 2027 году и 321 млрд рублей в 2028 году.
В 2026 году доходы системы обязательного пенсионного страхования в рамках общего бюджета Соцфонда составят 12,3 трлн рублей, а расходы — 12,1 трлн рублей. На обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству выделено по 1,4 трлн рублей как в доходной, так и в расходной частях. Для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусмотрены доходы в 319 млрд рублей и расходы в 222 млрд рублей.
Важно отметить, что это первый профицитный бюджет Социального фонда с момента его образования в 2022 году путем слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Объединение фондов было инициировано правительством с целью создания Единой цифровой платформы, которая должна была интегрировать все цифровые проекты и информационные системы Минтруда, ПФР и ФСС.
Профицит бюджета Соцфонда объясняется несколькими факторами: отменой некоторых льгот по страховым взносам для бизнеса (включая IT-сектор) с 2026 года, а также увеличением общей суммы страховых взносов из-за «гонки зарплат», вызванной дефицитом кадров. Номинальные выплаты работникам за 2023–2024 годы выросли более чем на треть.
Согласно пенсионной формуле, утвержденной в 2013 году, все дополнительные поступления от пенсионных взносов должны направляться на выплату текущих пенсий. Однако перерасчет производится с задержкой в год, что дает фонду возможность накапливать избыточные средства при росте базы взносов.
Представитель Российской трехсторонней комиссии (РТК) отмечает, что из-за потери возможности детального анализа проекта бюджета Соцфонда социальными партнерами правительства (работодателями и профсоюзами) невозможно с уверенностью заявить об отсутствии перекрестного финансирования внутри фонда. Ранее такая практика уже применялась в бюджете ФСС, и при объединении фондов Министерство труда сохранило законодательную норму, позволяющую возобновить ее при необходимости.
Бюджет ФФОМС: Дефицит
В отличие от Соцфонда, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), представленный правительством, будет дефицитным на протяжении всего трехлетнего периода. Прогнозируемые доходы составят 4,7 трлн рублей в 2026 году, 5,06 трлн — в 2027-м и 5,4 трлн — в 2028-м. Расходы, соответственно, оцениваются в 4,8 трлн рублей, 5,14 трлн и 5,5 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета ФФОМС составит 82 млрд рублей в 2026 году, 80 млрд — в 2027-м и 85 млрд — в 2028-м. Ключевой статьей расходов фонда является субвенция, направляемая из центра в территориальные фонды ОМС для обеспечения финансирования медицинской помощи в регионах.
