Новые ограничения объемов преференций и их связь с инвестициями
Государственная Дума в первом чтении утвердила законопроект, направленный на ужесточение условий предоставления налоговых льгот резидентам особых экономических зон и территорий опережающего развития. Основные изменения включают ограничение размера льгот объемом капитальных вложений и затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Несмотря на опасения депутатов относительно сокращения господдержки в условиях снижения инвестиций, Министерство финансов пообещало смягчить некоторые положения ко второму чтению, увеличив льготный период для новых резидентов с двух до трех лет.

Данный законопроект, принятый Госдумой 14 октября, затрагивает резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОР). Новые правила будут распространяться исключительно на вновь созданных резидентов, вступая в силу по истечении двух лет их деятельности в преференциальном режиме, то есть начиная с третьего года работы.
Ключевое нововведение заключается в привязке максимального размера налоговых преференций к объему фактических капитальных инвестиций и расходов на НИОКР.
Помимо этого, для сохранения действующих льгот резиденты должны соответствовать ряду условий. В частности, за последние два года компания не должна привлекаться к административной ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Заместитель министра финансов Алексей Сазанов пояснил депутатам, что подобные нарушения, наблюдаемые у 10% резидентов, рассматриваются ведомством как систематическое уклонение от обязанностей, препятствующее оценке эффективности предоставленных компании льгот.
Резиденты, претендующие на льготы, также обязаны выполнять условия по объему инвестиций или созданию рабочих мест, зафиксированные в соглашении о деятельности в преференциальном режиме. При этом региональные власти получат право выводить из-под действия подобных ограничений отдельные отрасли или категории налогоплательщиков, устанавливая собственные соотношения объемов льгот и инвестиций, а также допустимые пределы отклонения от показателей.
При обсуждении законопроекта некоторые парламентарии выразили обеспокоенность ограничением объемов государственной поддержки бизнеса на фоне ожидаемого спада инвестиционной активности в РФ. Беспокойство вызвала также судьба резидентов из специфических отраслей — например, инициаторов туристических проектов, у которых после двухлетнего строительства может не быть достаточных вложений для получения льгот, а также IT-стартапов с их волнообразным характером инвестиций. Алексей Сазанов заверил, что цель законопроекта — стимулировать инвестиции, чтобы предоставляемые резидентам льготы «материализовывались» в них. Он также сообщил о планах смягчить подход ко второму чтению, увеличив срок неприменения предложенных ограничений с двух до трех лет. Планируется также предоставить регионам возможность индексировать затраты резидентов для их более справедливого учета.
Счетная палата, однако, подошла к вопросу о двухлетнем периоде неприменения ограничений с другой стороны, отметив в своем заключении, что в течение этого времени для резидента, не выполняющего обязательств по соглашению, не будет никаких последствий за неправомерное применение льгот.
Кроме того, госаудиторы предложили расширить список расходов, учитываемых при определении размера льгот, включив в него затраты на приобретение результатов НИОКР, понесенные до заключения соглашения о деятельности в преференциальном режиме.
Думский комитет по бюджету и налогам в своем отзыве указал на отсутствие «пределов» права регионов по установлению собственного соотношения объемов вложений и льгот. С одной стороны, это может помешать достижению целей законопроекта. С другой — поскольку возможно как понижение, так и повышение требований — это создает неопределенность для инвесторов. В отзыве также высказаны сомнения относительно лишения льгот как меры «дисциплинирования» резидентов к своевременной сдаче отчетности: систематическое непредставление отчетности, по мнению комитета, должно «влиять на статус резидента в целом, а не порождать исключительно негативные налоговые последствия».
