Законопроект об ограничении преференций для резидентов особых режимов одобрен правительством
Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона, который с 2026 года внесет существенные коррективы в систему предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов — особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР) и других. Ключевое изменение заключается в планируемом ограничении объема предоставляемых преференций размером фактических капитальных вложений компаний, а также их расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Важно отметить, что за регионами сохраняется право за счет собственных бюджетов устанавливать для инвесторов более выгодные условия.
Законопроект, инициированный Минфином осенью 2023 года, получил одобрение на заседании правительства 3 июля для последующего внесения в Государственную Думу. Документ направлен на тонкую настройку условий налогообложения (прежде всего, налогов на прибыль, имущество и землю) для участников особых режимов. Изначально законопроект встретил возражения со стороны Минэкономики и ряда регионов, которые высказывали опасения относительно возможного снижения привлекательности данных территорий для инвесторов.
Несмотря на дискуссии, концептуальная основа документа осталась прежней: ключевая новелла связывает размер налоговых льгот с объемом реальных инвестиций в производственные фонды и оборудование, а также с затратами на НИОКР. При этом регионы смогут устанавливать свои коэффициенты соотношения льгот и инвестиций для различных отраслей. По результатам анализа эффективности префрежимов за период 2017–2023 годов Минфин выявил случаи, когда применение льгот приводило к «сверхдоходности» у некоторых резидентов или, наоборот, наблюдалась их низкая инвестиционная активность. Как подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин, новый подход призван гарантировать, что налоговые стимулы будут действительно способствовать созданию современных производств и увеличению выпуска конкурентоспособной продукции.
Проектом также вводятся дополнительные условия для получения и сохранения налоговых преференций. Отныне обязательным становится не только выполнение резидентом всех инвестиционных обязательств, прописанных в соглашении об осуществлении деятельности, но и своевременное предоставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности. Ранее существовала возможность «необоснованного применения налоговых льгот» в ситуациях, когда обязательства по соглашениям не выполнялись, а процедура расторжения соглашения (по согласию сторон или через суд) могла занять длительное время. Кроме того, по данным Минфина, до 10% резидентов особых режимов систематически игнорируют требование о предоставлении отчетности, что значительно затрудняет объективную оценку эффективности предоставленных им льгот.
Нововведения вступят в силу с 2026 года и не будут применяться к компаниям, которые уже имеют статус резидента на льготных территориях. В ответ на высказанные ранее замечания о том, что предложенный механизм может не учитывать незначительный объем капитальных вложений на самой начальной стадии реализации инвестпроекта, в пояснительной записке к законопроекту уточняется: новые требования к получению льгот будут применяться лишь начиная с третьего года после присвоения резиденту соответствующего статуса.
В Министерстве экономического развития изданию «Ъ» сообщили, что законопроект является результатом консенсуса всех заинтересованных государственных органов. Тем не менее, ведомство отметило, что при необходимости дальнейшая дискуссия может быть продолжена на площадке Государственной Думы с учетом позиций депутатов, представителей регионов и экспертного сообщества.
По мнению Юрия Мирзоева, генерального директора национальной юридической компании «Митра», предлагаемые изменения «логичны с точки зрения усиления контроля за эффективностью предоставления льгот». Он считает, что успешность реализации этой инициативы во многом будет зависеть от способности регионов найти оптимальный баланс между контрольными функциями и мерами стимулирования инвестиций. Мирзоев полагает, что такое ограничение поможет снизить риски «спекулятивного использования режимов», когда компании формально получают преференции без внесения существенного реального вклада в экономику, однако минусом может стать усложнение административных процедур. Директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин разделяет эту точку зрения, указывая, что введение дополнительных условий требует детальной проработки, чтобы российские ОЭЗ сохранили конкурентоспособность на фоне зарубежных. Он также предупреждает, что передача части регулирующих функций на региональный уровень может привести к нежелательным расхождениям в подходах.
Управляющий партнер адвокатского бюро a.t.Legal Николай Титов высказывает опасения, что наиболее чувствительно ограничения могут затронуть, например, туристические проекты, где основная часть капитальных вложений приходится на начальный этап строительства гостиницы, и в дальнейшем для поддержания льгот масштабных «достроек» может не требоваться. Другой пример — digital-стартапы, чьи вложения в НИОКР зачастую носят волнообразный характер. По словам Михаила Лабудина, негативные эффекты можно смягчить, если, помимо отсрочки применения новых правил на первые три года, предусмотреть индексацию объема инвестиций при расчете лимита льгот.
