Климатическим Соглашениям Придан Обязательный Характер

Мировые новости » Климатическим Соглашениям Придан Обязательный Характер
Preview Климатическим Соглашениям Придан Обязательный Характер

Международный Суд ООН Утвердил Юридическую Силу Договоров о Защите Климата

23 июля Международный суд ООН объявил свое консультативное заключение, фактически придав обязательный характер международным соглашениям по борьбе с изменением климата. Это решение поднимает климатическую повестку на новый, наднациональный уровень. Несмотря на то, что Россия и ряд других государств на предварительных слушаниях с участием 96 стран выступали против юридически обязывающих решений, Суд ООН не поддержал эту позицию. Эксперты считают, что теперь станет возможным привлекать к ответственности страны, которые не выполняют или игнорируют свои климатические обязательства. Однако существует опасение, что вместо сотрудничества это может привести к многочисленным судебным искам между государствами.

Мужчина освежается на авиасалоне в Ле-Бурже, 20 июня

Мужчина освежается на авиасалоне в Ле-Бурже, 20 июня

23 июля в Гааге Международный суд ООН опубликовал свое консультативное заключение относительно государственных обязательств по борьбе с климатическими изменениями. Согласно постановлению суда, все международные соглашения в этой области, в том числе Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), налагают на страны-участницы строгие обязательства. Суд подчеркнул, что каждое государство-участник имеет законное право требовать выполнения этих обязательств по смягчению климатических последствий и привлекать к ответственности те страны, которые их нарушают.

Следовательно, суд фактически подтвердил, что климатические соглашения носят не просто рекомендательный, а обязательный характер.

Государствам вменяется в обязанность предотвращать серьезный ущерб окружающей среде, адаптироваться к последствиям изменения климата и соблюдать свои национальные климатические обязательства. Эти требования, имеющие характер erga omnes (то есть применимые ко всем), обязывают каждое государство. В случае нарушения этих норм, страна-нарушитель должна прекратить противоправные действия и возместить ущерб пострадавшим сторонам.

Международный суд, являющийся основным судебным органом ООН, урегулирует споры между государствами и выносит консультативные заключения. Он рассматривает дела только тех стран, которые признали его юрисдикцию (таких стран на данный момент более 70, включая Россию). Хотя решения Суда не подлежат обжалованию и являются окончательными, они носят рекомендательный характер. Если одна из сторон разбирательства не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности ООН. Судебный процесс включает подачу письменных документов и публичные слушания.

Разбирательство по «климатическому делу» было инициировано островным государством Вануату (Тихий океан), которое поддержали более 130 стран.

В марте 2023 года Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 77–276 обратилась в Международный суд с запросом о консультативном заключении. Слушания по этому вопросу состоялись в декабре 2024 года, в них приняли участие 96 государств и 11 международных организаций.

Россия также участвовала в слушаниях, выступая против каких-либо новых обязательных решений по климату. Глава правового департамента МИД РФ Максим Мусихин подчеркнул, что данное заключение не должно налагать на государства новые обязательства. Он также акцентировал внимание на негативном воздействии санкций на окружающую среду и международное сотрудничество, утверждая, что существующие климатические обязательства уже четко прописаны в договорах РКИК.

Однако суд, по сути, отклонил эту позицию, и его решение кардинально меняет правовой статус климатической повестки, поднимая ее на международный уровень. Эксперт Михаил Юлкин из Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО отметил, что, несмотря на отсутствие прямого механизма принуждения к исполнению решений Международного суда, принятое заключение создает правовые последствия для стран, нарушающих климатические соглашения. Это позволит подавать иски против государств, у которых отсутствует адекватное климатическое законодательство, четкие цели или механизмы регулирования выбросов. Также станет возможным предъявлять претензии странам, не выполняющим свои обязательства в рамках совместных климатических инициатив.

Вместе с тем, эксперт предупреждает о возможных рисках взаимных судебных разбирательств между странами. Вместо координации усилий по сокращению выбросов, государства могут начать оспаривать действия друг друга в судах. Кроме того, по мнению Юлкина, существует риск отказа некоторых стран, включая Россию, от выполнения решения Международного суда ООН, что может привести к их изоляции и негативно сказаться на инвестициях и международной торговле.