С 2027 года Китай введет абсолютные ограничения на выбросы парниковых газов
Стремясь к формированию «зелёной» экономики, Китай с 2027 года переходит от измерения энергоэффективности к комплексному контролю за углеродными выбросами, устанавливая строгие абсолютные лимиты и систему квотирования для предприятий. В этот же период планируется расширение национального рынка углеродных единиц, который охватит ключевые промышленные секторы. Эксперты отмечают, что этот новый подход приближает китайскую систему к европейской, но для полной гармонизации климатических систем потребуются дополнительные меры. Российским экспортерам, поставляющим товары в Китай, также следует быть готовыми к ужесточению экологических стандартов.

Китайская Народная Республика опубликовала программу по ускорению перехода к экологически чистой и низкоуглеродной экономике, включающую создание государственного рынка квот на выбросы парниковых газов. Этот документ, разработанный Центральным комитетом Коммунистической партии Китая и Госсоветом КНР, предусматривает введение абсолютных лимитов на выбросы с 2027 года для отраслей с прогнозируемыми стабильными объёмами загрязнений.
К 2027 году система торговли углеродными квотами (Emissions Trading System, ETS) в Китае будет расширена, чтобы охватить все ключевые промышленные секторы, в отличие от текущих восьми (энергетика, нефтехимия, химическая промышленность, производство строительных материалов, чёрная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная отрасль и авиация). Хотя конкретные новые отрасли пока не названы, предполагается использование как бесплатных, так и платных методов распределения квот, с постепенным увеличением доли платных разрешений.
Эти меры призваны обеспечить полное формирование национального рынка торговли парниковыми квотами в Китае к 2030 году.
На данный момент китайская система квот базируется на углеродоёмкости отраслей, то есть на объёме выбросов CO2 на единицу продукции. Предприятия получают определённое количество квот; при превышении фактических выбросов необходимо докупать недостающие, а при экономии — излишки можно продать. Переход к абсолютным лимитам значительно ужесточит этот механизм, вводя общий верхний предел для каждой отрасли, после чего квоты будут распределяться между компаниями. Аналогичная система торговли выбросами действует в Европейском союзе (EU ETS).
Китайская Народная Республика ставит целью достижение углеродной нейтральности к 2060 году, с пиком выбросов CO2, ожидаемым к 2030 году. Для реализации этих целей в июле 2021 года был создан рынок углеродных квот. КНР планирует сократить выбросы CO2 на 130 миллионов тонн уже к концу 2025 года, предоставляя предприятиям двухлетний переходный период для адаптации к новым, более строгим экологическим стандартам.
Китай последовательно укрепляет свою роль на мировой климатической арене. По мнению Евгения Тананайко, директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept, основной движущей силой этой политики является стремление КНР занять лидирующие позиции в разработке низкоуглеродных технологий и продуктов, а также в целом в переходе к экономике с минимальными выбросами парниковых газов. «Представленные планы, скорее всего, ускорят внедрение в Китае углеродного налога, схожего с европейским CBAM, и будут способствовать ужесточению климатического регулирования в других государствах», — считает Тананайко.
Хотя новые правила напрямую касаются производства товаров внутри Китая и не затрагивают российский экспорт, это не означает отсутствия влияния.
Однако, Олег Колобов, заместитель руководителя Центра зеленой энергетики и экономики ЦСР, предполагает, что эти изменения могут иметь значение для российских компаний, экспортирующих продукцию глубокой переработки (например, топливно-энергетические ресурсы или сырьё для удобрений) в Евросоюз, поскольку это влияет на глобальные цепочки поставок. «Итоговое воздействие как на российский экспорт, так и на мировую торговлю в целом, будет определяться дальнейшими шагами Пекина в сфере климатической политики и его готовностью интегрироваться с подходами ЕС в этой области», — отмечает Колобов.
В контексте российского регулирования
Владимир Путин ранее дал поручение сократить выбросы парниковых газов в России к 2035 году.
По словам господина Колобова, для того чтобы китайская система торговли выбросами соответствовала требованиям европейского механизма CBAM, критически важны такие шаги, как уменьшение объёма бесплатных квот и улучшение качества углеродной отчётности. Ещё одной проблемой остаётся отсутствие взаимосвязи между различными системами торговли квотами. Таким образом, переход к абсолютным лимитам, хотя и является «необходимым, с точки зрения CBAM, но недостаточным шагом».
Обновление: Евгений Хилинский, вице-президент Газпромбанка, комментирует: «Введенные изменения закладывают основу для более значительного снижения выбросов, однако их фактическое влияние пока сложно оценить, поскольку конкретные целевые показатели ещё не определены». По его словам, если установленные цели будут амбициозными, это потенциально может повлиять на темпы изменения климата, учитывая, что Китай отвечает за 30% мировых выбросов, но такой эффект проявится лишь в долгосрочной перспективе из-за инертности климатической системы.
