Министерство экономического развития завершило работу над проектом федерального закона о регулировании деятельности онлайн-платформ, также известным как «закон о маркетплейсах». Окончательная редакция документа направлена участникам рынка и, по сведениям издания «Ъ», накануне получила одобрение Государственно-правового управления (ГПУ) президента России. Среди ключевых положений законопроекта — право правительства устанавливать требования к порядку отображения цен на товары и уточнение правил предоставления скидок. Предлагается также сдвинуть дату вступления закона в силу на год позже – на 1 марта 2027 года. В Минэкономики такой перенос объясняют необходимостью предоставления платформам достаточного времени для переходного периода и адаптации бизнес-процессов.
Как стало известно «Ъ», доработка законопроекта о регулировании платформенной экономики, которая охватывает маркетплейсы, сервисы заказа еды, такси и поиска исполнителей услуг, завершена. Финальная версия документа разослана представителям индустрии и уже получила положительную оценку ГПУ президента. Вероятно, в ближайший понедельник проект будет вынесен на обсуждение правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Инициатором разработки документа является вице-премьер Дмитрий Григоренко. В его секретариате подтвердили высокую степень готовности законопроекта и факт его обсуждения в рамках рабочих групп «регуляторной гильотины». Собеседник «Ъ» отметил, что в новой редакции учтены пожелания рынка, при этом сохранена основная цель – введение регулирования для обеспечения стабильного и последовательного развития платформенной экономики.
В окончательной версии документа разработчики исключили норму, обязывающую платформы указывать в описании товара информацию о необходимости обязательного подтверждения его соответствия (сертификации или декларирования стандартам). Ожидается, что это требование может быть возвращено позднее и закреплено отдельным актом правительства, по мере того как у платформ появятся технические возможности для контроля этой информации у поставщиков.
Отдельное внимание уделено корректировке порядка предоставления скидок. Этот вопрос вызвал широкие дискуссии, особенно в части защиты интересов малого бизнеса от возможного демпинга со стороны крупных игроков.
Из законопроекта убрана норма, регулирующая предоставление скидок за счет самих платформ, включая требование получать явное согласие на их применение. Однако, порядок предоставления любых видов скидок платформы будут обязаны четко раскрывать в партнерских договорах. Также изъят запрет на применение скидок без прямого согласия продавца. Тем не менее, если партнер установил минимальную цену на свои товары, для применения скидок за его счет потребуется именно «активное» согласие, например, через изменение настроек в личном кабинете. Продавец сохраняет право в любой момент отказаться от участия в скидочных акциях, проводимых за его счет, и платформа не сможет применять к нему какие-либо санкции за такой отказ.
Обновленная редакция законопроекта наделяет Правительство Российской Федерации правом вводить унифицированные требования к способам отображения цен на товары в карточках. Необходимость этого связана с существующей практикой, когда цена часто отображается с учетом скидки, доступной только при оплате картами банков, связанных с платформой, что может быть расценено как скрытое навязывание финансовых услуг. Еще одно изменение касается существенных условий договоров с партнерами: вместо ранее предлагавшегося ограничения на частоту их изменения (не чаще одного раза в три месяца), теперь платформы обязаны уведомлять партнеров о любых предстоящих изменениях, ухудшающих их положение, за 45 дней до их вступления в силу, предоставляя время для адаптации.
В итоговом варианте документа предусмотрен перенос срока вступления закона в силу на один год – с 1 марта 2026 года на 1 марта 2027 года.
Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономики Владимир Волошин пояснил «Ъ», что, хотя многие платформы уже опережающими темпами внедряют элементы будущего регулирования, дополнительный год необходим для полноценной донастройки всех бизнес-процессов, информационных систем и сервисов в соответствии с новыми нормами. Он подчеркнул, что внесенные корректировки отражают принципиальную позицию министерства: регулирование должно способствовать сбалансированному развитию платформенной экономики, а не становиться тормозом или ограничением.
Представители рынка встретили доработанный документ неоднозначно. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов назвал текущую версию компромиссом. Он отметил, что большинство замечаний и предложений рынка учтены, но есть вопросы, по которым обсуждение продолжится даже внутри самой ассоциации. В объединенной компании Wildberries & Russ (ООО РВБ) считают новую редакцию сбалансированной, учитывающей позицию участников рынка и призванной ввести единые отраслевые стандарты. Они также подчеркнули, что многие положения законопроекта уже реализованы в их текущей работе с продавцами. Перенос срока вступления закона в силу, по их мнению, позволит и платформам, и их партнерам более планомерно подготовиться ко всем изменениям в бизнес-процессах.
Однако, Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) придерживается иной точки зрения. Представитель ассоциации Антон Гуськов заявил, что исключенные из законопроекта нормы были согласованы с бизнесом и общественностью и являлись крайне важными для достижения здорового баланса интересов. Их отсутствие, по его мнению, существенно ослабляет документ, снижает его эффективность и делает его неспособным решить ключевые проблемы рынка, что может привести к увеличению числа конфликтов между участниками. Перенос даты вступления закона в силу, как считает РАТЭК, лишь усугубит неэффективность мер, направленных на решение проблем, из-за которых и было инициировано новое регулирование.
