ИНП РАН: Сахалинская модель климатического регулирования не для всей России

Мировые новости » ИНП РАН: Сахалинская модель климатического регулирования не для всей России
Preview ИНП РАН: Сахалинская модель климатического регулирования не для всей России

В России нарастает дискуссия о строгом климатическом регулировании по мере приближения к завершению сахалинского эксперимента по квотированию выбросов парниковых газов в 2025 году. Согласно первому Национальному докладу о климатической повестке, подготовленному Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, распространение этого механизма на всю страну признано неэффективным. Основная причина — модель не способствует достижению ключевых задач национальной климатической политики, включая формирование первичного рынка углеродных единиц, интеграцию России в глобальный углеродный рынок и защиту от трансграничного углеродного налога ЕС (СВАМ).

В ежегодном Национальном докладе подчеркивается, что перенос сахалинского опыта на общероссийский уровень нецелесообразен. В текущем виде механизм квотирования не справляется с тремя основными целями климатической политики: не увеличивает доходы бюджета, не обеспечивает эффективную защиту от углеродного налога ЕС и не способствует полноценному включению России в мировой углеродный рынок (в рамках ст. 6 Парижского соглашения).

Напомним, что эксперимент по формированию регионального углеродного рынка и достижению углеродной нейтральности на Сахалине к концу 2025 года стартовал в 2022 году по инициативе Минэкономразвития. В нем участвуют 35 компаний, которым предписано сократить выбросы ПГ на 160 тыс. тонн CO2-эквивалента. Сахалинскую область выбрали как пилотный регион благодаря ее географической обособленности и относительно небольшой доле крупных промышленных источников выбросов.

Важно отметить, что в мире существуют две основные модели систем торговли выбросами: европейская и японская. Их ключевое различие заключается в типе торгуемых единиц. Европейская модель оперирует «разрешениями», покрывающими все выбросы, тогда как японская требует оплаты только за превышение установленных лимитов. Еще одно отличие — структура рынка: в европейской модели есть как первичный (регулятор — эмитент), так и вторичный (эмитент — эмитент) рынки, в то время как в японской первичный рынок отсутствует (регулятор устанавливает базовые показатели, а компании торгуют квотами между собой). Эти фундаментальные различия делают синхронизацию европейской и японской систем углеродного регулирования нереализуемой, подчеркивают авторы доклада.

Сахалинский эксперимент был запущен Минэкономразвития по японской модели торговли выбросами, которая позволяет компаниям, превысившим свои квоты, использовать углеродные единицы с российского добровольного рынка. Авторы доклада указывают, что отсутствие первичного рынка углеродных единиц в России исключает возможность пополнения бюджета за счет продажи квот. Кроме того, такой подход ограничивает торговлю российскими углеродными единицами лишь двумя регионами Японии и Саудовской Аравии, что лишает их перспектив на других международных рынках.

Полный отказ от тестируемой системы не рассматривается, напротив, предлагается ее перенастройка. Андрей Колпаков, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования климатических рисков экономического развития ИНП РАН, считает, что «как региональный эксперимент и региональная модель — это хорошая история». Нормативная база для этого существует: Федеральный закон №34-ФЗ от 6 марта 2022 года предоставляет субъектам РФ право проводить эксперименты по ограничению чистых выбросов ПГ на своей территории.

Следует отметить, что обсуждения о возможности распространения сахалинского климатического эксперимента ведутся уже долгое время. Бизнес выражает опасения, что климатическая повестка может быть использована как инструмент экономического давления. Тем не менее, глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее заявлял о намерении властей продолжать апробацию «мягкой модели», где обязательна только отчетность компаний о выбросах, а реализация климатических проектов является добровольной, без введения квот.

В целом, по мнению Владимира Лукина, партнера Kept, сахалинский эксперимент выявил несколько нерешенных проблем. В частности, еще не сформирован ключевой элемент регулирования — справедливая рыночная цена на углерод. Эксперт также указывает на необходимость учета региональных особенностей Сахалина, включая ограниченное число объектов регулирования. Лукин убежден, что регулирование на национальном уровне неизбежно, но оптимальным путем является доработка существующей модели и ее дальнейшее тестирование в других регионах. Только после этого, по его мнению, можно рассматривать вопрос о полномасштабном внедрении.