Госрегулирование цен: не панацея для удешевления продуктов

Мировые новости » Госрегулирование цен: не панацея для удешевления продуктов
Preview Госрегулирование цен: не панацея для удешевления продуктов

Вопросы государственного вмешательства в ценообразование на продовольственном рынке регулярно вызывают оживленные дискуссии в России. Однако, как показывает мировой опыт, подобные меры не всегда приводят к желаемому удешевлению продуктов. Борис Копейкин, главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина, в своем интервью подчеркнул неоднозначность результатов такой политики.

Примеры из мировой практики

Эксперт привел несколько показательных примеров. В Израиле, например, цены на многие товары регулируются преимущественно через антимонопольные механизмы. Тем не менее, эта стратегия не считается полностью успешной, поскольку стоимость многих продуктов питания в стране остаётся выше, чем в среднем по миру, что ставит под сомнение эффективность подобного подхода.

Другой случай — Венгрия, где уже некоторое время действует прямое регулирование цен на мясную продукцию и ряд других категорий. Однако, как отмечают исследования, такой подход оказывает негативное влияние на объемы производства мяса в стране, что ставит под вопрос долгосрочную эффективность подобных мер и может привести к дефициту или ухудшению качества продукции.

Альтернативный подход: прямая поддержка населения

В противовес ценовому регулированию, Соединенные Штаты Америки используют иную модель: прямую финансовую поддержку малоимущих граждан для приобретения продуктов питания. Эта система, известная как «продовольственные талоны», время от времени обсуждается и в России как потенциальный инструмент помощи незащищенным слоям населения.

С экономической точки зрения, по мнению Бориса Копейкина, это наиболее рациональный путь. Предоставление денежных средств позволяет потребителям самостоятельно выбирать необходимые товары, исходя из их реальных потребностей. Однако Копейкин предостерегает: люди будут совершать покупки, исходя из собственных приоритетов, которые не всегда могут совпадать с представлениями о «базовом наборе» — например, вместо картошки могут быть выбраны другие продукты. Более того, существует риск перепродажи полученных по карточкам товаров, что требует тщательной проработки механизмов контроля и мониторинга для обеспечения целевого использования помощи.

По материалам интервью с Борисом Копейкиным