Правительство РФ поддержало создание единого реестра для контроля над сборами с бизнеса
Правительство Российской Федерации поддержало предложение Генеральной прокуратуры о создании единого электронного реестра неналоговых отчислений, которые уплачивает бизнес. Об этом сообщил глава надзорного ведомства Игорь Краснов 5 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке. Инициатива, направленная на поддержку предпринимательства, получила широкую поддержку со стороны делового сообщества, которое на протяжении десяти лет добивалось систематизации и сокращения этих сборов.

Генеральный прокурор Игорь Краснов назвал текущую ситуацию с неналоговыми платежами «неразберихой» и «настоящими поборами». По его словам, новый реестр должен стать актуальным, динамично формируемым и, что самое важное, прозрачным перечнем всех подобных сборов. В отличие от налоговых платежей, четко кодифицированных в Налоговом кодексе, предприниматели вынуждены уплачивать множество других сборов, таких как утилизационный или экологический, количество которых постоянно растет.
По данным Счетной палаты, в России насчитывается 167 неналоговых платежей. Ежегодная дополнительная нагрузка на бизнес от их уплаты достигает около 2 триллионов рублей и может увеличиваться. Глава «Опоры России» Александр Калинин отметил, что если в отношении налогов есть обещание не повышать их до 2030 года, то для неналоговых платежей такой гарантии нет, что делает решение о создании реестра «историческим».
Работа над законопроектом, регулирующим неналоговые платежи, была начата ещё в 2015 году, однако де-факто приостановлена после внесения в правительство в 2017 году. В то время власти и бизнес не смогли прийти к единому мнению относительно природы этих сборов, необходимости их систематизации, а также возможности ограничения нагрузки на компании. Сложность заключалась в том, что сборы вводились различными ведомствами по разнообразным основаниям, и их поступления составляли значительную часть неналоговых доходов, уже распределённых на отраслевые цели.
Бизнес-сообщество неоднократно призывало к возобновлению работы по инвентаризации этих сборов, в том числе в 2023 и 2024 годах. Однако Министерство финансов, ответственное за эту работу, ранее считало её избыточной, аргументируя это тем, что вся необходимая информация уже доступна в государственных информационных системах. Теперь вопрос будет рассмотрен в рамках Национальной модели целевых условий ведения бизнеса, а исполнителем поручения определено Агентство стратегических инициатив (АСИ).
АСИ подтвердило, что работа по систематизации платежей уже ведётся. Агентство планирует представить конкретные предложения правительству к декабрю 2025 года, основываясь на анализе перечней, ранее составленных Торгово-промышленной палатой, Минфином и Счетной палатой. Это не первый успешный опыт взаимодействия правительства и Генпрокуратуры в решении сложных вопросов; ранее им удалось урегулировать вопрос распределения полномочий между силовиками и контрольно-надзорными органами в отношении бизнеса.
