Дотационные регионы пересчитают свои обязательства
Минфин РФ представил проект постановления правительства, направленный на усиление контроля за бюджетными обязательствами регионов и муниципалитетов. Этот документ призван систематизировать учет задолженности по концессионным соглашениям, проектам государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП), а также по лизинговым договорам, что является частью общей политики правительства по повышению прозрачности бюджетной отчетности.

Данный проект постановления Минфина вводит в действие обновлённую в апреле статью 107 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает лимиты долговой нагрузки для регионов и муниципалитетов. Эти ограничения распространяются на субъекты РФ, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, за исключением 26 наиболее финансово стабильных регионов.
Бюджетный кодекс ограничивает общий объем долга таких дотационных субъектов и муниципалитетов, включая обязательства по концессиям, ГЧП, МЧП и лизингу, суммой их собственных доходов (без учёта трансфертов). Для регионов и муниципалитетов с высоким уровнем зависимости от федеральных дотаций (более 40% доходов в последние два года) лимит долговой нагрузки установлен ещё строже – не более 50% от собственных поступлений.
Проект постановления детализирует методику расчёта регионами и муниципалитетами своих обязательств, таких как плата концедента, капитальные гранты, выплаты публичного партнёра и лизинговые платежи, при формировании бюджетов.
Основная цель этих мер – усилить централизованный контроль за долговой нагрузкой регионов для поддержания их финансовой стабильности. Новые правила применяются к правоотношениям, связанным с исполнением текущего бюджета, а также бюджетов 2026–2027 годов, и касаются договоров, заключенных с 1 января 2025 года. Эти нормы ограничивают дотационные территории в заключении соглашений, которые могут повлечь за собой незапланированные бюджетные расходы, например, при выходе инвесторов.
Следует отметить, что Минфин уже давно занимается контролем за финансовыми обязательствами государства по таким соглашениям. Например, с 2021 года Белый дом использует ГИС «Управление» для мониторинга концессионных и ГЧП-проектов. В текущем году был утверждён порядок ведения реестра обязательств органов власти по ГЧП, который призван решить проблему полного учёта всех бюджетных расходов. Реестр будет содержать информацию как о прямых затратах, так и об условных обязательствах, возникающих, например, при досрочном расторжении договоров, наложении штрафов или удорожании проектов.
Как ГЧП-проекты пройдут верификацию
С целью предотвращения рискованных и неэффективных инвестиций, в августе текущего года было принято правительственное постановление, предусматривающее обязательную верификацию ГЧП-проектов стоимостью свыше 3 миллиардов рублей госкорпорацией ВЭБ.РФ. Для дотационных регионов заключение ВЭБ.РФ является обязательным (отрицательный отзыв означает отказ от проекта), тогда как для остальных регионов оно носит рекомендательный характер. Цель верификации – контролировать распределение рисков между государством и бизнесом, чтобы избежать возникновения новых бюджетных обязательств.
