Форум контрольно-надзорных органов: от массовых проверок к умным

Мировые новости » Форум контрольно-надзорных органов: от массовых проверок к умным
Preview Форум контрольно-надзорных органов: от массовых проверок к умным

Аппарат правительства и Генпрокуратура обещают предпочесть интеллектуальные проверки традиционным

Шестой форум контрольно-надзорных органов, организованный аппаратом правительства и Минэкономики, стартовал в Красноярске 16 октября. Основная цель мероприятия — обсуждение новой структуры контрольно-надзорной деятельности (КНД) после ее реформирования и внедрения «регуляторной гильотины». Форум привлек внимание тем, что собрал около семисот сотрудников и руководителей региональных надзорных ведомств, ориентируясь преимущественно на чиновников. В первый день участники часто говорили о необходимости компенсировать увеличение фискальной нагрузки на бизнес путем перехода к «интеллектуальному контролю с человеческим лицом». Эту концепцию активно продвигают аппарат правительства, Минэкономики и Генпрокуратура, несмотря на некоторое сопротивление со стороны самих контролирующих органов.

В своем видеообращении к участникам форума, премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул важность ориентации контрольно-надзорных органов на обеспечение высокого качества товаров на российском рынке. Он фактически признал наличие проблем с качеством после ухода зарубежных производителей. Премьер также упомянул о проведенных реформах и положительной реакции бизнеса на отказ государства от чрезмерного контроля, отметив, что это не привело к негативным последствиям. Например, за последние пять лет количество пожаров на опасных объектах снизилось на четверть.

На пленарной сессии под председательством статс-секретаря Минэкономики Алексея Херсонцева, отвечающего за вопросы КНД, первый заместитель губернатора и председатель правительства Красноярского края Сергей Верещагин представил доклад о переходе региона от штрафной системы к профилактическому контролю. Красноярский край начал использовать индикаторы риска нарушений для планирования проверок еще до принятия соответствующего федерального закона, благодаря чему эффективность проверок достигла 90% к моменту вступления закона в силу, а сейчас составляет 95%.

Заместитель главы аппарата правительства РФ Сергей Вельмяйкин, выразив благодарность участникам сессии за достигнутые результаты, быстро перешел к ключевому тезису: «законопослушный бизнес никогда не должен сталкиваться с контролером», и что проверки не должны быть бесцельными. Чиновник также предостерег от возрождения массовых проверок «по поручению правительства», поскольку аппарат Белого дома отслеживает их количество и отмечает их рост, при этом эффективность таких проверок в полтора раза ниже средней. Кроме того, Вельмяйкин сообщил, что аппарат правительства и Минэкономики выявили диспропорции в распределении категорий риска по отраслям, когда некоторые ведомства присваивают высокие риски непропорционально большому числу субъектов бизнеса по сравнению с другими в аналогичных сферах.

Мысль о том, что предстоящее увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей следует компенсировать сокращением регуляторного бремени, неоднократно обсуждалась в ходе форума.

Оказалось, что контролирующим органам непросто отойти от традиционной логики контроля и перейти к регулированию, основанному на репутации. В ходе дискуссии о применении добровольных систем подтверждения добросовестности бизнеса для оценки рисков нарушений (например, раскрытие данных о качестве топлива на АЗС) возник вопрос о частоте таких оценок и мерах воздействия на нарушителей. В ответ на вопрос о серьезности намерений контролеров, чьи полномочия были значительно сокращены «регуляторной гильотиной», заниматься государственным контролем репутации компаний, модератор сессии, заместитель главы ЦСР Константин Никитин, и заместитель главы Росстандарта Александр Кузьмин (ведомство, разрабатывающее добровольный рейтинг АЗС с участием госконтроля) признали, что вопрос о санкциях за «фальсификацию репутации» пока остаётся нерешённым.

Госконтроль качества предложено ввести для всей промышленной продукции

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова на пленарном заседании с юмором проиллюстрировала важность риск-ориентированного подхода к проверкам, приведя противоположный пример: статс-секретарь Ростехнадзора Александр Демин, по ее словам, «прилетев в Красноярск, с утра поехал проверять Красноярскую ГЭС! Вот вам и риск-ориентированный подход!»

Глава департамента по защите прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко вернул дискуссию в серьезное русло, констатировав, что после «регуляторной гильотины», отменившей устаревшие основания для проверок, и общей реформы контрольно-надзорной сферы, наблюдаются попытки восстановить массовый контроль «через парламент». При этом он подчеркнул, что именно прокурорская фильтрация предотвращает необоснованные и произвольные проверки. Представитель Генпрокуратуры призвал участников форума уделить внимание качеству оформления документов, отметив, что, несмотря на улучшения в подготовке запросов на внеплановые проверки, 105 тысяч из 165 тысяч таких запросов по-прежнему отклоняются. Кононенко также намекнул на текущую работу Генпрокуратуры и Белого дома по «ограничению произвола» в определении категорий риска и внедрению искусственного интеллекта для анализа оснований проверок (в этом направлении уже есть разработки у Россельхознадзора). Более подробная информация, вероятно, будет представлена главой аппарата Белого дома Дмитрием Григоренко во второй день форума.