Аппарат правительства представил данные о первых результатах перехода на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности, начавшегося с 1 января 2025 года. Отмечен значительный рост числа проверок, инициированных на основе индикаторов риска нарушения обязательных требований, — более чем на четверть по сравнению с первой половиной 2024 года. Эффективность таких проверок также увеличилась: выявляемость нарушений возросла с 85% до 88%.
Общее количество контрольных мероприятий снизилось на 1,4%, составив 141 тысячу за первые шесть месяцев 2025 года. При этом плановые проверки сократились значительно (на 13% до 20 тысяч), тогда как внеплановые немного выросли (на 0,8% до 121 тысячи).
Число профилактических визитов, не предусматривающих штрафных санкций, существенно сократилось – более чем в четыре раза, до 138 тысяч.
Изменения в законодательстве о госконтроле, принятые в конце 2024 года, закрепили многие практики, апробированные в период временного моратория на проверки (с марта 2022 по конец 2024 года). Так, теперь плановые проверки проводятся исключительно в отношении объектов с высоким и чрезвычайно высоким риском. Одновременно был расширен перечень оснований для внеплановых проверок, а профилактические визиты сохранили для объектов со значительным, средним и умеренным уровнем риска.
Повышение Эффективности Контроля
В правительстве считают, что снижение общего числа проверок не привело к ухудшению уровня безопасности хозяйственной деятельности. Это достигается за счет риск-ориентированного подхода, в частности, благодаря проверкам, инициированным по индикаторам риска. Количество таких контрольных мероприятий в первом полугодии увеличилось на 28,6%, достигнув 9 тысяч.
Эффективность риск-ориентированных проверок также демонстрирует рост: точность выявления нарушений возросла до 88% (по сравнению с 85% в первой половине 2024 года). По словам Дмитрия Григоренко, вице-премьера и главы аппарата Белого дома, эффективность проверок по индикаторам риска составляет около 90%, и работа над её повышением продолжается.
Основная задача правительства — обеспечить, чтобы внеплановые проверки проводились преимущественно на основе индикаторов риска.
Россельхознадзор назван лидером среди ведомств по работе с индикаторами риска, показав рост эффективности своих проверок почти на 4%, до 96,6%.
Совершенствование Индикаторов Риска
Ранее Генеральная прокуратура выражала озабоченность как ростом запросов на согласование проверок, так и возможным дублированием контрольных мероприятий из-за недостатков в риск-менеджменте.
В аппарате правительства сообщили, что контрольные органы совместно с Генеральной прокуратурой активно работают над усовершенствованием индикаторов риска, чья эффективность ниже 75%. Эта работа включает анализ причин отказов в проведении проверок и конкретизацию критериев. Благодаря таким мерам, в 2024 году был отменен один индикатор риска и пятнадцать были доработаны. В настоящее время общее количество используемых индикаторов составляет 559.
