С 1 сентября региональных операторов обяжут проводить все вторичные ресурсы через электронные торги
Министерство природных ресурсов и экологии РФ продолжает ужесточать требования к обращению с отходами, стремясь к созданию циркулярной экономики. С 1 сентября текущего года региональные операторы по обращению с ТКО будут обязаны реализовывать вторичное сырье исключительно через специализированные электронные платформы, интегрированные с Федеральной государственной информационной системой учета ТКО (ФГИС УТКО). Цель нововведения — искоренить теневые схемы и обеспечить гарантию того, что собранные отходы действительно направляются на переработку, а не на полигоны. Однако, в действующем механизме сохраняется недоработка для сборщиков макулатуры, а участники рынка выражают обеспокоенность по поводу недостаточной готовности электронных площадок к торгам и взимания 1% комиссии с каждой транзакции. Несмотря на эти сложности, ожидается, что дальнейшее ужесточение контроля и улучшение системы учета станут приоритетными направлениями для регулирующих органов.
Поправки, внесенные в природоохранное законодательство еще в 2024 году, обязывают реализацию всего вторичного сырья, полученного в результате раздельного сбора и обработки ТКО, осуществлять только через электронные торговые площадки. Эти изменения были детализированы постановлением правительства №1022 в июле 2025 года, которое окончательно закрепляет продажу вторсырья исключительно через платформы, синхронизированные с ФГИС УТКО. Новые правила вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
Несоблюдение установленных требований повлечет за собой административные штрафы:
- Для индивидуальных предпринимателей: от 30 000 до 50 000 рублей.
- Для юридических лиц: от 100 000 до 250 000 рублей.
Контроль за соблюдением новых правил будет осуществляться посредством ФГИС УТКО, в которую уже поступают данные о количестве сортируемых отходов. Мусоровозы оснащены датчиками, автоматически передающими информацию о весовом контроле в эту систему.
Эти нововведения распространяются на всех региональных операторов и компании, занимающиеся обработкой ТКО. Исключение составляют отходы, предназначенные для энергетической утилизации (мусоросжигательные заводы) и производства искусственных почв. Пункты приема вторичного сырья и фандоматы также не подпадают под действие этих требований.
Как пояснил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Буцаев, основная цель новых требований — обеспечение полной прозрачности всего жизненного цикла вторичных ресурсов. Это позволит точно отслеживать путь вторсырья (пластика, стекла, бумаги) от момента его получения после сортировки ТКО до конечного потребителя, исключая тем самым возможность применения «серых» схем и гарантируя, что ценные материалы направляются на переработку, а не на свалку. Генеральный директор ППК РЭО Ирина Тарасова подчеркнула, что новая система даст возможность получить точные данные об объемах образующегося вторсырья. По ее словам, на текущий момент сортируется более 27 миллионов тонн бытовых отходов (57%), из которых утилизируется 14%. Статистика показывает, что в 2024 году доля обработки достигла 55,1%, а утилизации/обезвреживания — 14,3% (по сравнению с 53,4% и 13% в 2023 году).
Елена Вишнякова, заместитель генерального директора ГК «Эколайн», отмечает, что внедрение этого механизма является очередным этапом в совершенствовании системы расширенной ответственности производителей и общего учета отходов, о чем было объявлено еще в 2022 году. Она поясняет, что после тщательной проверки и регистрации утилизаторов регулятор теперь сосредоточится на контроле движения вторичных материальных ресурсов, что исключит возможность использования сырья без подтвержденного происхождения.
Однако, как подчеркивает PR-директор ООО «Хартия» Ирина Левакова, рынок пока не обладает полным пониманием всех нюансов работы новой системы. Основными проблемами называются недоработки электронных торговых площадок, необходимость уплаты 1% комиссии с каждой сделки региональным оператором, а также задержки в получении платежей, поскольку средства сначала поступают на счет площадки, а затем перечисляются продавцу.
Несмотря на существующие недочеты в новом механизме, учитывая активное развитие мусорной реформы, Минприроды вряд ли откажется от политики ужесточения требований к участникам отрасли. Вероятно, возникающие сложности будут решаться в оперативном порядке. Введенные правила оказывают дополнительное давление на региональных операторов и пока оставляют возможность для сборщиков макулатуры обходить систему. Тем не менее, как считает госпожа Вишнякова, «введение ответственности и для них, несомненно, станет следующим шагом в усилении контроля над отраслью».
