Согласно сообщениям ТАСС, дефицит федерального бюджета России в 2025 году рискует превысить запланированный уровень в 1,7% от валового внутреннего продукта (ВВП). Эта тенденция обусловлена более быстрым, чем ожидалось, замедлением темпов экономического роста, что оказывает непосредственное влияние на финансовые планы страны.
Изначальные прогнозы роста ВВП на 1,5% были скорректированы до 1,2%. Такое снижение сокращает доступную ресурсную базу, вынуждая правительство искать дополнительные источники мобилизации средств как для текущего года, так и для формирования бюджета на предстоящий период.
В июне текущего года президент Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в бюджет на 2025 год. Согласно утверждённым поправкам, прогнозируемые доходы составят 38,5 триллиона рублей, или 17,4% ВВП, что на 4,4% ниже ранее установленной суммы. Расходы запланированы на уровне 42,298 триллиона рублей, а ожидаемый дефицит бюджета составит 3,8 триллиона рублей, что соответствует 1,7% ВВП.
Влияние налоговых изменений на доходы населения и экономический рост
Помимо бюджетных вызовов, эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) предполагают, что введение пятиступенчатой шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в текущем году приведёт к сокращению темпов прироста реальных располагаемых доходов россиян на 0,4%. Это изменение, в свою очередь, повлияет на динамику ВВП, поскольку частное потребление остаётся одним из ключевых драйверов экономики. В 2024 году на частное потребление пришлось 2,9 процентного пункта из общего роста ВВП в 4,3%, а годом ранее — 3,8 п.п. из 4,1%. Тем не менее, рост государственных доходов и последующее увеличение бюджетных расходов могут частично компенсировать потери в общем экономическом росте.
В своем исследовании «Барометр экономического поведения домохозяйств в России» аналитики ВШЭ отмечают, что повышение налоговой нагрузки на доходы и потребление граждан приведёт к уменьшению их располагаемых доходов и, вероятно, к снижению потребления отдельных категорий товаров и услуг. Главное нововведение — пятиступенчатая шкала НДФЛ, в которой пороги перехода к более высоким ставкам были снижены. Теперь ставка 15% применяется к налогооблагаемой базе от 2,4 миллиона рублей, в то время как ранее этот порог составлял 5 миллионов рублей. Прогрессивная система НДФЛ была впервые введена в 2021 году по инициативе президента: тогда для доходов свыше 5 миллионов рублей в год действовала ставка 15%, а для меньших сумм сохранялась ставка 13%.
По расчетам ВШЭ, усиление прогрессии НДФЛ может сократить темпы прироста реальных располагаемых доходов населения на 0,4% в текущем году. Эти оценки не включают потенциальное увеличение НДФЛ на проценты по банковским вкладам, которое может возрасти в 2,3 раза по сравнению с 2024 годом.
Хотя увеличение налоговой нагрузки напрямую не отражается на общем балансе денежных доходов, расходов и сбережений граждан, оно может привести к сокращению потребления отдельных видов товаров и услуг, а также к росту обязательных платежей и взносов. В некоторых случаях повышение налогов на потребление может парадоксально вызвать его сокращение и, как следствие, уменьшение налоговых поступлений, что в итоге может способствовать увеличению сбережений.
Сокращение потребления домохозяйств неизбежно замедляет темпы роста ВВП. Потребление домашних хозяйств составляет почти половину российского ВВП (98,3 трлн рублей, или 49,6% ВВП в 2024 году), являясь крупнейшим компонентом экономического роста, превосходя государственное потребление (18,9% ВВП), валовое накопление (26,6% ВВП), экспорт (22,3% ВВП) и импорт (минус 17,9% ВВП). Таким образом, сокращение частного спроса имеет прямое влияние на общие экономические показатели. Однако, если рост налогов приводит к увеличению государственных расходов, общий эффект на динамику ВВП становится менее однозначным.
Динамика заработных плат и ситуация на рынке труда
В долгосрочной перспективе, замедление темпов роста заработных плат также может способствовать сокращению прироста доходов населения.
Уже в начале этого года наблюдалось замедление роста выплат на крупных и средних предприятиях. К марту 2025 года реальные средние заработки (98 тысяч рублей в месяц) практически сравнялись с показателями годом ранее (100,1% к марту 2024 года). По данным Росстата, в апреле зарплаты вновь начали расти, но темпы этого роста были вдвое ниже, чем годом ранее (4% против 8%).
Эта тенденция, вероятно, отражает меняющуюся ситуацию на рынке труда. Несмотря на то что уровень безработицы в мае этого года снизился до нового исторического минимума в 2,2%, компании, по данным сайтов по поиску работы, сократили количество открытых вакансий. Уменьшение предложений о работе, в свою очередь, замедляет темпы роста заработных плат, поскольку значительное увеличение зарплаты чаще всего происходит при смене места работы, а не при продвижении внутри одной и той же компании.
