Быстрорастущие компании адаптируются к новым экономическим реалиям
Численность быстрорастущих российских компаний, именуемых «газелями», продемонстрировала уверенный рост в 2024 году, достигнув отметки в 1822 организации (по сравнению с 1711 годом ранее). Этот всплеск наблюдается на фоне ухода иностранных игроков с рынка и появления новых незанятых ниш. Более трети этих компаний показали высокую степень устойчивости, а их совокупная выручка и прибыль продолжали расти. Однако общая рентабельность снизилась, и в составе «газелей» произошли заметные структурные изменения. Доля крупного и активно развивающегося бизнеса сократилась, а традиционные фавориты прошлых лет — автопром, автомобильная торговля и машиностроение — уступили свои позиции агропромышленному комплексу (АПК), строительству и транспортному сектору. Важно отметить, что власти, начиная с пандемии, рассматривают «газели» как ключевой элемент экономической политики, используя данные об их развитии для оценки эффективности регулирования рынков.
Согласно свежему исследованию, 1822 компании были признаны «газелями» по результатам периода 2020–2024 годов, что на 111 больше, чем в предыдущем цикле (2019–2023). Статус «газели» присваивается организациям, демонстрирующим ежегодный прирост выручки не менее 10% на протяжении четырех лет. В данную категорию отбираются компании с устойчивым и быстрым развитием, которые не связаны с крупными холдингами или государственным участием, а их выручка в 2020 году превысила 102 миллиона рублей. Это ключевое отличие «газелей» от «единорогов» — стартапов, рыночная капитализация которых достигла 1 миллиарда долларов.
Среднегодовые темпы роста выручки и чистой прибыли у «газелей» остаются в положительной зоне: прирост прибыли ускорился до 76% (против 72% в 2023 году), а выручки — до 56% (против 43%). Однако эффективность их работы снизилась: рентабельность по чистой прибыли опустилась с 7,4% в 2023 году до 6,7% в 2024 году.
Помимо этого, «газели» стали активнее привлекать заемные средства: их общая кредитная задолженность возросла почти в 3,5 раза.
Стоит напомнить, что интерес государства к «газелям» возрос во время пандемии, когда активно обсуждались стратегии поддержки бизнеса. Тогда правительство пришло к выводу, что наиболее значимый экономический эффект достигается при взаимодействии с быстрорастущими компаниями, поскольку динамика их развития и финансовые показатели служат оперативным индикатором результативности регуляторных мер.
На фоне текущего замедления экономики в России, вызванного, в частности, высокой ключевой ставкой, произошли изменения в распределении «газелей» по категориям роста. Увеличение общего числа этих компаний обусловлено преимущественно предприятиями, демонстрирующими рост выручки на 10–15%: их стало значительно больше (839 против 688, или 49% против 40%). При этом количество компаний с ежегодным доходом свыше 20% сократилось (496 против 598), а их доля уменьшилась с 35% до 29%. Также снизилась численность «газелей-гигантов» (крупных предприятий) — с 38% до 36%. Тем не менее, несмотря на эти структурные сдвиги, более трети компаний (около 35%) смогли сохранить свой статус «газелей», что сопоставимо с показателями 2018–2022 годов (34%). Для сравнения, в период 2019–2023 годов, когда наблюдался резкий рост числа быстроразвивающихся предприятий, этот показатель составлял лишь 29%.
Существенные изменения также затронули сферы предпринимательской деятельности, в которых функционируют быстрорастущие компании.
Если в предыдущем году лидирующие позиции занимали машиностроение, автопром и торговля автомобилями, то к 2024 году эти сектора опустились на четвертую и пятую строчки соответственно, сократив свои доли до 9% (с 12%) и 7% (с 18%). Новыми флагманами среди «газелей» стали агропромышленный комплекс, строительство и девелопмент, а также транспортировка и транспортные услуги.
В агропромышленном комплексе (14% всех БРК) основным двигателем роста стал пищепром, развитие которого опиралось на внутренний спрос и перестройку экспортных потоков. Сектор строительства и девелопмента (11% БРК), несмотря на сворачивание массовой льготной ипотеки с 1 июля 2024 года, показал высокие темпы роста выручки (66%) и чистой прибыли (83%) благодаря пиковому спросу в первой половине года и завершению ранее начатых проектов. Однако этот сегмент сталкивался с трудностями, связанными с кредитованием, и сохранял невысокую рентабельность. В сфере транспортировки и транспортных услуг (10% БРК) ведущую роль играл грузовой автотранспорт, объединяющий 42% компаний сектора. Развитие грузоперевозок поддерживалось активным внутренним спросом, структурной перестройкой экономики и изменением экспортной логистики в направлении стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Важно отметить, что ни строительство, ни транспорт не вошли в список наиболее рентабельных отраслей. Лидерами по рентабельности стали производство компьютеров, электронных и оптических изделий, ИТ-сектор, сельское хозяйство, машиностроение, ремонт машин и оборудования, химическая и пищевая промышленность.
