Бюджет РФ: Курс на строгую экономию и надежды на смягчение денежной политики

Мировые новости » Бюджет РФ: Курс на строгую экономию и надежды на смягчение денежной политики
Preview Бюджет РФ: Курс на строгую экономию и надежды на смягчение денежной политики

Правительство отчиталось о работе над трехлетним финансовым планом и ожидает снижения ключевой ставки

В ходе недавнего доклада президенту, Правительство РФ представило отчет о процессе формирования бюджета на период 2026–2028 годов. Министр финансов Антон Силуанов подтвердил тесное взаимодействие с Центральным банком, нацеленное на создание сбалансированного бюджета, который мог бы стать фундаментом для дальнейшего смягчения монетарной политики. Данное направление критически важно для государства, поскольку снижение ключевой ставки всего на один процентный пункт способно принести казне до 200 миллиардов рублей экономии. Эти средства особенно ценны в условиях, когда основные бюджетные расходы сосредоточены на национальных проектах, а по другим статьям наблюдается режим строгой экономии. Ожидается, что предпринятые меры будут способствовать активизации экономического роста. Однако прогнозы роста ВВП на 2025 год были скорректированы в сторону понижения: с прежних 2,5% до не менее 1,5%.

Министр финансов Антон Силуанов и Владимир Путин
Министр финансов Антон Силуанов в беседе с Владимиром Путиным обрисовал стратегию бюджета, направленную на экономию в настоящем для обеспечения будущих доходов.

27 августа, в рамках совещания с главой государства, члены кабинета министров представили промежуточные результаты работы над проектом бюджета на предстоящий трехлетний период (2026–2028 годы). Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что окончательный проект бюджета планируется вынести на обсуждение правительства к середине сентября. В настоящее время активно формируются предложения министерств и ведомств для обеспечения необходимыми средствами как социальных обязательств государства, так и финансирования ключевых национальных целей.

Антон Силуанов вновь подчеркнул, что одним из главных приоритетов бюджетной политики остаётся финансовое обеспечение реализации национальных целей.

Министр подтвердил выделение всех требуемых ассигнований для финансирования национальных проектов, которые в данный момент проходят стадию окончательной проверки. Стоит отметить, что ранее общая сумма, необходимая для реализации нацпроектов до 2030 года, оценивалась в 41 триллион рублей. Министерство финансов ранее уже акцентировало внимание на необходимости приоритизации бюджетных расходов, выделяя среди ключевых направлений социальную сферу, национальные проекты, технологическое развитие и оборону. При этом, несмотря на то что Владимир Путин ранее допускал возможность сокращения военных расходов для борьбы с инфляцией (на данный момент они составляют около 6,3% ВВП), эти траты по-прежнему остаются в числе приоритетных.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов, Минфин ранее указывал на вероятность крайне жесткого подхода к бюджетным статьям, не входящим в число приоритетных. Антон Силуанов, в частности, упоминал возможность переноса сроков реализации инфраструктурных проектов, а также призывал к умеренности в запросах и минимизации принятия на бюджет непредсказуемых рисков. Под последними понимались, прежде всего, процентные риски, связанные с обширными программами льготного кредитования, охватывающими как ипотеку, так и поддержку предпринимательства. Вопросы ограничения объемов субсидирования по этим программам уже неоднократно поднимались Министерством финансов для обсуждения.

Тем не менее, у правительства сохраняется определенная степень финансовой гибкости, обусловленная ожиданиями последующего снижения ключевой ставки Центральным банком, особенно после июльского снижения на 200 базисных пунктов, установившего ее на уровне 18% годовых.

Ранее наблюдалось некоторое рассогласование между фискальной и монетарной политиками в контексте противодействия инфляции. В предшествующие годы правительство активно поддерживало экономику через значительные бюджетные вливания, тогда как Центральный банк воспринимал такой бюджетный импульс как фактор, способствующий росту инфляции. Однако Минфин заверил, что при формировании бюджета на 2026–2028 годы будет тщательно отслеживать воздействие бюджетных расходов на ценовую динамику. Согласно заявлению Антона Силуанова, в настоящее время правительство налаживает тесное сотрудничество с ЦБ по вопросам синхронизации бюджетной и денежно-кредитной политик. Министр подчеркнул, что формирование сбалансированного бюджета в соответствии с бюджетным правилом (при этом Минфин уже инициировал дискуссию о возможной «аккуратной» корректировке цены отсечения в бюджетном правиле, считая текущую отметку в $60 за баррель, возможно, излишне оптимистичной) послужит основанием для смягчения монетарной политики Центральным банком.

Правительство демонстрирует явную заинтересованность в таком развитии событий. По расчетам первого вице-премьера Дениса Мантурова, каждый пункт снижения ключевой ставки позволяет государственному бюджету экономить приблизительно 200 миллиардов рублей. Эта экономия, как правило, достигается за счет уменьшения государственных расходов на субсидирование займов в рамках многочисленных льготных кредитных программ. Мантуров уточнил, что высвободившиеся ресурсы планируется перенаправлять, в частности, на приоритетные национальные проекты с целью поддержания высоких темпов развития.

Антон Силуанов добавил, что ослабление денежно-кредитной политики сделает кредитные ресурсы более доступными, что приведет к увеличению объемов финансирования в различных секторах экономики.

Потребность в четкой приоритизации бюджетных расходов также продиктована текущей динамикой исполнения бюджета, что неизбежно повлечет за собой корректировки закона о бюджете на 2025 год осенью. Например, в июле дефицит бюджета возрос еще на 1,2 триллиона рублей, достигнув по итогам семи месяцев 4,9 триллиона рублей, что составляет 2,2% от ВВП и превышает годовой плановый показатель. Такая ситуация объясняется более интенсивным ростом расходов по сравнению с доходами. В частности, государственная казна продолжает испытывать дефицит нефтегазовых поступлений, поскольку налоговые сборы от добычи и реализации нефти и газа снизились на 18,5%.

Частное потребление: опережающий рост относительно экономики

Денис Мантуров прогнозирует, что по мере дальнейшего снижения ключевой ставки произойдет ускорение роста и восстановление производственных мощностей в обрабатывающих отраслях промышленности. По его словам, к концу года ожидается увеличение объемов переработки примерно на 3%, а промышленного производства в целом — приблизительно на 2%. Антон Силуанов, ссылаясь на данные Минэкономики, отметил, что в текущем году, при условии достаточно жесткой денежно-кредитной политики, темпы роста ВВП достигнут «не менее 1,5%». Это значение ниже апрельского базового макропрогноза (где ожидалось 2,5%), однако текущий прогноз на год еще подлежит обновлению. В Минэкономики подтверждают продолжение работы над данными и обещают представить обновленные показатели в ближайшее время. В любом случае, министр финансов убежден, что смягчение политики Центрального банка, в сочетании со сбалансированным бюджетом, обеспечит «дополнительный стимул для социально-экономического развития» в следующем году.