Плату за промышленное потребление воды предложено резко увеличить
Счетная палата выступила с предложением к правительству десятикратно увеличить плату за пользование водными ресурсами федерального значения. Также предлагается повысить с 1,1 до 10 повышающий коэффициент для водопользователей, которые не используют счетчики для забора воды. Государственные аудиторы мотивируют это тем, что текущая плата за воду очень низка, и ее повышение могло бы значительно увеличить поступления в бюджет. Эксперты считают, что такие инициативы требуют более тщательного анализа, поскольку они могут негативно сказаться на финансовом положении крупных потребителей воды, в частности, сельскохозяйственных предприятий.

Счетная палата (СП) провела проверку эффективности управления платежами за использование федеральных водных объектов. По итогам аудита правительству рекомендовано изменить подход к расчету ставок и учету пользования водными ресурсами.
В отчете СП подчеркивается, что в настоящее время плата за забор воды составляет менее 0,01% от себестоимости продукции для большинства водопользователей (кроме предприятий энергетики и ЖКХ). Аудиторы СП полагают, что десятикратное повышение ставок увеличит эту долю лишь до 0,1%, что не окажет существенного влияния на экономику компаний, но принесет бюджету дополнительные 32 млрд рублей. Следует отметить, что увеличение платы запланировано и без этого: с 2026 года ставки будут индексироваться с учетом изменения потребительских цен согласно постановлению правительства.
Среди других проблем, выявленных Счетной палатой, — забор воды без использования измерительных приборов.
Хотя в 2019 году был введен повышающий коэффициент 1,1 для случаев забора воды без счетчиков, госаудиторы считают, что он не мотивировал компании устанавливать приборы учета. В 2023 году около 33% всего объема водных ресурсов было забрано без измерительных приборов. Счетная палата предлагает увеличить этот коэффициент с 1,1 до 10, прогнозируя дополнительные поступления в бюджет в размере 12 млрд рублей уже в первый год. Еще одним источником увеличения доходов может стать повышение платы за использование акватории водных объектов, ставки за которую, по мнению СП, не соответствуют рыночным (в среднем менее 1 тыс. руб. в год за участок менее 1 тыс. кв. м).
В ходе проверки СП также выявила проблемы, связанные с отсутствием у Росводресурсов инструментов контроля за деятельностью регионов в сфере водопользования и механизмов санкций к нарушителям.
Леонид Бандорин, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ, отмечает, что в России платежи за пользование водными объектами действительно невелики и значительно отстают от экологических платежей, которые уже приблизились к среднему уровню в развитых странах.
Однако повышение платы за воду несет и определенные риски: оно может привести к росту себестоимости продукции водопользователей, включая крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, что в итоге может отразиться на розничных ценах.
По мнению эксперта, увеличение ставок требует дополнительных расчетов и, вероятно, введения дифференцированного подхода в зависимости от типа потребителя.
Илья Долматов, директор Института проблем естественных монополий НИУ ВШЭ, соглашается, что для промышленных и сельскохозяйственных предприятий такое повышение ставок может оказаться существенным. Он также отмечает неопределенность относительно того, кто именно понесет основную нагрузку: «Например, для аграриев с их невысокой рентабельностью это может стать критичным. Поэтому принятие предложения контролирующего ведомства в текущем виде, вероятно, преждевременно».
В Министерстве природных ресурсов и экологии РФ подтвердили изданию «Ъ», что рекомендации Счетной палаты получены и сейчас рассматриваются совместно с другими федеральными ведомствами. «Поэтому о позиции ведомства говорить пока преждевременно»,— сообщили в Минприроды. Тем не менее, проект постановления правительства, касающийся ставок за пользование водными объектами на 2026 год, планируется внести в правительство до 1 октября.
