Азербайджанские МиГ-29 могли оказаться на Украине: Анализ сделки и возможных последствий

Мировые новости » Азербайджанские МиГ-29 могли оказаться на Украине: Анализ сделки и возможных последствий
Preview Азербайджанские МиГ-29 могли оказаться на Украине: Анализ сделки и возможных последствий
Автор: Варвара Кошечкина
Истребитель МиГ-29 в воздухе
Фото: Gleb Garanich / Reuters

В условиях продолжающегося конфликта на Украине появились сведения о возможном появлении у Вооруженных сил Украины истребителей МиГ-29 советского производства, ранее принадлежавших Азербайджану. По мнению экспертов, подтверждение этой информации может привести к серьезным последствиям для России.

Четвертого сентября американский аналитический портал The War Zone (TWZ) сообщил о распространении в социальных сетях фотографий украинского истребителя МиГ-29. Отмечалось, что его окраска — синие, серые и фиолетово-серые тона — соответствует ливрее военно-воздушных сил Азербайджана. Самолет на снимках был оснащен ракетами класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, что свидетельствует о его боеготовности.

Истребитель МиГ-29 на аэродроме
Фото: Gleb Garanich / Reuters

Хотя авторы статьи не исключили возможность подделки снимка, они подчеркнули отсутствие убедительных доказательств фальсификации. По данным TWZ, Азербайджан приобрел около 15 подержанных истребителей МиГ-29 у Украины еще в 2007 году. С 2017 года эти машины проходили капитальный ремонт во Львове. На данный момент остается неясным, каким образом эти самолеты могли оказаться у Киева: была ли это официальная передача, продажа или безвозмездное возвращение.

Возможные последствия передачи азербайджанских МиГ-29 Украине

Военный эксперт Юрий Кнутов предположил, что Азербайджан мог пойти на передачу истребителей ввиду планов по модернизации своего авиапарка и закупке американских F-16. В такой ситуации, по его словам, Баку мог бы аргументировать свои действия тем, что Украине были возвращены самолеты, ранее ей принадлежавшие.

Кнутов допустил, что речь идет о передаче двух-трех МиГ-29. Он также предположил, что эти самолеты могли быть доставлены на Украину через Турцию, разобранными (со снятыми крыльями) и упакованными в морские контейнеры.

Эксперт подчеркнул, что любое усиление украинских ВВС усложнит действия российских войск. Особую обеспокоенность вызывают новые авиабомбы, оснащенные универсальными модулями планирования и коррекции, способные поражать цели на расстоянии до 60 километров. Истребители МиГ-29 являются потенциальными носителями таких боеприпасов.

В связи с этим важнейшей задачей становится определение мест базирования украинских самолетов и их последующее уничтожение. Это касается как МиГ-29, так и других потенциальных истребителей, таких как F-16 и Mirage 2000-5. В этом процессе ключевую роль будет играть разведка.

Юрий Кнутов, военный эксперт

Реакция России на возможное появление азербайджанских МиГ-29 на Украине

Комментарий по ситуации также дал Андрей Колесник, член комитета Государственной Думы по обороне. Он заявил, что Москва намерена выяснить, как азербайджанские истребители могли попасть к украинским военным.

Истребители могли попасть [на Украину] любым путем, поскольку существуют различные логистические цепочки. Я считаю, что дипломаты должны разобраться в этой истории.

Андрей Колесник, член комитета Госдумы по обороне

По данным заслуженного летчика России Владимира Попова, к концу августа у Украины оставалось примерно 18-25 истребителей МиГ-29 и небольшое число Су-27. Часть этих самолетов требовала ремонта, но Киев имеет возможности для их восстановления как самостоятельно, так и при поддержке западных партнеров.

Точное количество советских истребителей, находящихся на вооружении ВСУ в настоящее время, не сообщается.

Подробности сделки по МиГ-29 между Киевом и Баку

По информации блога bmpd, первый крупный договор был подписан в ноябре 2005 года. Тогда Министерство обороны Азербайджана закупило у украинского концерна «Укрспецэкспорт» 12 капитально отремонтированных истребителей МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ. Сумма контракта превысила 55 миллионов долларов. Самолеты, выпущенные в 1987–1988 годах, были поставлены в Азербайджан в 2006–2007 годах.

Самолет МиГ-29 в полете на фоне гор
Фото: Gleb Garanich / Reuters

Один из учебно-боевых МиГ-29УБ с бортовым номером «20» потерпел крушение в январе 2008 года, в результате чего погибли оба пилота. Украина предоставила замену спустя год. В 2011 году Азербайджан дополнительно приобрел еще один МиГ-29УБ. В рамках этих сделок также были поставлены тренажер для пилотов «Сокол-КТС», специализированный учебный класс, 95 новых ракет Р-27 и прочее необходимое оборудование.

Согласно открытым источникам, в 2018 году по меньшей мере три истребителя МиГ-29 прошли ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. Эти самолеты числились в составе 411-й авиационной эскадрильи и базировались на аэродроме Насосная.

Украинские аналоги российских планирующих бомб

Дополнительной причиной для обеспокоенности экспертов является активная разработка Украиной собственных аналогов российских «умных» бомб. Журналисты TWZ сообщали, что украинские конструкторы создали планирующие боеприпасы массой 500 килограммов со складными крыльями. Их текущая дальность действия оценивается в 60 километров, в то время как у российских аналогов она достигает 74 километров.

Американский обозреватель Томас Ньюдик высказал мнение, что Украина стремится уменьшить зависимость от западных поставок вооружений и одновременно повысить точность своего оружия, в том числе за счет использования французских технологий наведения, которые обладают большей устойчивостью к средствам радиоэлектронной борьбы.