На фоне продолжающегося конфликта в Украине в средствах массовой информации появились сообщения о возможном поступлении на вооружение Вооруженных сил Украины (ВСУ) истребителей МиГ-29 советского производства, которые ранее находились в собственности Азербайджана. По мнению экспертов, если эта информация подтвердится, такой сценарий может повлечь за собой серьезные последствия для Российской Федерации.
Американский аналитический портал The War Zone (TWZ) 4 сентября сообщил, что в социальных сетях появились фотографии украинского МиГ-29, выполненного в характерной для военно-воздушных сил Азербайджана сине-серо-фиолетовой камуфляжной окраске. На снимках самолет был оснащен ракетами класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, что свидетельствует о его полной боевой готовности.

Фото: Gleb Garanich / Reuters
Авторы TWZ признали, что фотографии могут быть подделкой, однако отметили отсутствие убедительных доказательств, опровергающих их подлинность. Согласно данным портала, Азербайджан приобрел около 15 подержанных истребителей МиГ-29 у Украины еще в 2007 году. С 2017 года эти самолеты проходили капитальный ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. На данный момент остается неясным, были ли истребители переданы Киеву официально, проданы или возвращены безвозмездно.
Потенциальные последствия и мнения экспертов
Военный эксперт Юрий Кнутов высказал предположение, что решение Азербайджана о передаче истребителей могло быть связано с планами страны по модернизации собственного авиапарка, в частности, с возможной закупкой американских F-16. В таком случае, позиция Баку могла бы заключаться в объяснении, что Украине были возвращены самолеты, которые изначально были у нее приобретены.
Кнутов не исключил, что речь может идти о передаче двух-трех истребителей МиГ-29. По его словам, теоретически, они могли быть доставлены в Украину через Турцию, разобранными (со снятыми крыльями) и упакованными в морские контейнеры.
Эксперт подчеркнул, что усиление украинской боевой авиации затруднит продвижение российских войск. Особую обеспокоенность вызывают новые авиабомбы, оснащенные универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК), дальность действия которых достигает 60 километров. МиГ-29 могут служить носителями таких боеприпасов.
В этой связи важной задачей становится вычисление места базирования украинских самолетов и их уничтожение. Это касается и МиГ-29, и F-16, и Mirage 2000-5. И тут большую роль сыграет разведка.
Реакция России на сообщения о МиГ-29
Ситуацию прокомментировал член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник. В своем заявлении он отметил, что Москва намерена тщательно разобраться, каким образом азербайджанские истребители могли оказаться на вооружении Киева.
Попасть могли [истребители] любым путем. Разные логистические цепочки построены. Я думаю, дипломаты должны разбираться в этой истории.
По оценкам заслуженного летчика России Владимира Попова, к концу августа на вооружении Украины оставалось примерно 18–25 истребителей МиГ-29, а также ограниченное количество Су-27. Хотя часть этих машин нуждается в ремонте, Киев способен осуществлять восстановление техники как своими силами, так и при содействии западных партнеров. Точное количество советских истребителей, эксплуатируемых ВСУ в настоящее время, не уточняется.
История сделки между Киевом и Баку по МиГ-29
Согласно данным портала bmpd в LiveJournal, первый крупный контракт был подписан в ноябре 2005 года. Тогда Министерство обороны Азербайджана приобрело у украинского концерна «Укрспецэкспорт» 12 капитально отремонтированных истребителей МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ. Сумма сделки превысила 55 миллионов долларов. Самолеты, выпущенные в 1987–1988 годах, были поставлены в Азербайджан в период 2006–2007 годов.


Один из учебно-боевых МиГ-29 с бортовым номером «20» потерпел катастрофу в январе 2008 года, в результате которой оба пилота погибли. Украина поставила замену лишь через год, а в 2011 году Азербайджан дополнительно закупил еще один МиГ-29УБ. В комплект к истребителям также были приобретены тренажер для пилотов «Сокол-КТС», учебный класс, 95 ракет Р-27 нового производства и другое сопутствующее оборудование.
По информации из открытых источников, в 2018 году не менее трех азербайджанских МиГ-29 прошли ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. Эти самолеты входили в состав 411-й авиационной эскадрильи и базировались на аэродроме Насосная.
Украина разрабатывает собственные аналоги управляемых авиабомб
Дополнительную обеспокоенность у экспертов вызывает активная разработка Украиной собственных аналогов российских управляемых модулей планирования и коррекции (УМПК). Журналисты TWZ сообщали, что украинские инженеры создали планирующие боеприпасы массой 500 килограммов, оснащенные складными крыльями. Их заявленная дальность действия составляет около 60 километров, что сопоставимо с российскими образцами, достигающими до 74 километров.
Американский обозреватель Томас Ньюдик выразил мнение, что Украина стремится снизить свою зависимость от западных поставок вооружений и одновременно повысить точность имеющегося оружия. Это достигается, в том числе, за счет применения французских технологий наведения, которые обладают повышенной устойчивостью к средствам радиоэлектронной борьбы противника.
